Вначале здесь находился сторожевой замок, возникновение которого датируется XII веком. Под замком — обширный рынок и городские стены, охранявшие купцов, которые направлялись в Краков или в Силезию и Моравию. Сыновья здешних горожан делали карьеру в Кракове. Город, как и многие другие, пережил упадок во времена смуты и возродился лишь во второй половине XX века. Соседняя Бжезинка стала важным железнодорожным узлом.
В 1921 г. в городе было 12 000 жителей, почти половину из которых составляли евреи. Было две синагоги. Христиане и евреи жили дружно, город называли "Освенцимским Иерусалимом", а благодаря хорошим экономическим условиям — еще и "Освенцимской Америкой".
Что было дальше — всем известно! 5 апреля 1940 г. в предместье Освенцима фашисты начали строить лагерь смерти Аушвиц (немецкое название Освенцима.-Л.М.), в котором приняли страшную смерть
почти 1.500.000 узников, из них 1.275.000 евреев. 27 января 1945 г. Освенцим освободили советские войска. Весь мир узнал о страшных злодеяниях, устроенных гитлеровцами.
Однако, чем живет польский город Освенцим сегодня?Недавно в городе произошло несколько крупных скандалов. В марте 1996 г. становится известно о планах возведения на площади напротив "музея Аушвица" супермаркета и ресторана. Возникает конфликт между еврейскими организациями и инвестором, который до сего дня рассматривается в суде. В августе 1999 г. освенцимский мэр выдал разрешение на превращение в дискотеку бывшего дубильного цеха, в котором во время войны работали заключенные и который находится в километре от охранной зоны лагеря. Расположенный поблизости Международный дом встреч молодежи выступает с протестом. Дискотека работает. Спор продолжается и по сей день. Хотя, по последним данным, накануне Дня памяти жертв концлагерей 11 апреля дискотеку все-таки решили закрыть.
Лишь немногие навещают могилы родных в заповедной части освенцимского кладбища. Все меньше тех, кто помнит сладковатый вкус воздуха в те дни, когда над лагерем поднимался дым. Большинство современных жителей появилось здесь после войны, чаще всего — из окрестных деревень, в поисках работы и жилья в новых домах. Началась социалистическая история города. Надежды на развитие города связывались с химическим комбинатом "Шлёнск". Это к нему, а не к превращенному в музей лагерю смерти, было приковано внимание горожан.
Пропаганда успехов социализма не позволяла говорить о том, что мощный химкомбинат берет свое начало в нацистской военной промышленности и что немецкий концерн IG Farben уже в 1941 г. собирался производить здесь синтетический каучук, используя труд заключенных. Руины бомбоубежищ на территории комбината быстро превратились в место неофициальной продажи спиртных напитков в розлив. Фрагменты бараков так называемого Аушвица III использовали при строительстве новых домов. Официальных гостей прямо из музея привозили в престижный Поселок Химиков. Этот образец социалистической архитектуры 50-х годов частично был спроектирован раньше как образцовое поселение немцев, перебравшихся на восток.
Лагерь порос травой забвения. Многие жители Освенцима бывали в лагере только однажды — в 1979 г., когда Папа Римский служил там мессу.
Все изменилось в конце 1989 г., но совсем не в лучшую сторону. К экономическим проблемам остальных польских городов здесь добавляется еще одна — лагерь, отношение к которому становится все менее однозначным. Никто не заметил драматичных изменений в жизни города, Никто не помогает его жителями приспособиться к ним и активно участвовать в этой жизни.
Освенцим не должен умирать. Лагерь, который в глазах горожан является их проклятием, мог бы стать отправным пунктом для лучшего будущего. И речь тут вовсе не об экономических перспективах, какие сулит в своей поразительной бессмысленности "лагерный туризм", то есть те 600 000 посетителей в год, значительная часть которых приезжает в Аушвиц только потому, что организаторы экскурсии по Польше вставили этот пункт в программу. Открытки с видами крематория оскорбляют не только чувство хорошего вкуса.
Можно было бы разумно обустроить музей и его окрестности, но будущее города — не в массовом туризме. Как, впрочем, и будущее Музея.
Именно известная во всем мире марка Аушвица делает Освенцим заклейменным городом, и вместо того, чтобы демонстрировать независимость от истории посредством очередных скандалов, следует этот факт просто принять. Более того, кладбищенскому прошлому нужно придать позитивное значение для будущего. Шанс — нелегкий и сложный — превращение города в открытый, многонациональный и многорелигиозный центр размышлений и диалога, не сосредоточенный исключительно на Катастрофе. После войны такое уже удалось другому городу-символу — Нагасаки.
Знаком зарождения новой функции города стал Международный дом встреч молодежи, расположенный между рынком и лагерем. На его многодневных семинарах идет речь об умении мирного разрешения конфликтов, о безопасности и сотрудничестве в Европе, об этнических и национальных меньшинствах.
Самая новая общественно-культурная организация в Освенциме — это открытый в прошлом году Еврейский образовательный центр, который размещается в единственной сохранившейся синагоге города. Зданию возвращено общине, и все больше людей после посещения лагеря приходят сюда помолиться. Потом они знакомятся с выставкой довоенных фотографий, смотрят фильм, в котором живущие теперь за границей уцелевшие узники лагеря вспоминают город своего детства. Некоторые гости добираются и до чердака, где могут увидеть выставку рисунков детей тогдашних освенцимских школ: меноры, здание синагоги, темноволосые мальчики с пейсами…и колючая проволока. Без сомнения, Еврейский образовательный центр уже сейчас меняет образ города в глазах тех, для кого слово "Аушвиц" означает только смерть. Но происходит ли подобное изменение и в другом направлении? Не многие жители Освенцима заходят сюда просто так, из любопытства. Даже многие гиды Музея дожидаются переподготовки, которая проходит здесь перед началом сезона. Пока что деятельность этих организаций больше известна за пределами Освенцима. Однако их наличие уже говорит о городе иначе, чем прежде — и в этом их главная ценность.
В 1996 г. местными властями был представлен проект оздоровления ситуации. На его основе была разработана Освенцимская стратегическая государственная программа. Наибольшая часть средств была выделена из государственного бюджета. Спустя четыре года уже появляются первые положительные результаты. Идет процесс создания новой структуры города с учетом трудного прошлого, которому он был свидетелем. Затраты, и не только финансовые, огромны. Но без достижения стабильности горожане никогда не избавятся от страха и неуверенности. Появляются отдельные, не связанные между собой проекты создания культурных и образовательных центров.
Правда, все это пока довольно туманно. Не разработано самое важное: концепция новой функции города, который, находясь в провинции, должен участвовать в решении мировых проблем. Чем на самом деле должен быть Освенцим в XXI веке? Ведь Аушвиц — это один из знаков, который в мире сильнее всего ассоциируется с Польшей. Один из способов научить людей по-новому читать этот знак — по-умному превратить этот город в открытый международный научный центр при лагере. Это — последний шанс для Освенцима. Другого шанса не будет.
"Tygodnik Powszechny", Nr 7, 18.02.2001
Текст публикуется с сокращениями
С польского перевел Леонид Сокол