Очень важно, чтобы он не питал особых иллюзий и не думал, что на этом основные трудности закончились.Итак, свершилось: премьер министр Израиля Ариэль Шарон представляет новый кабинет министров. В течение всей своей предвыборной кампании Шарон обещал создать правительство национального единства, и люди поддержали его. Теперь, когда он сформировал правительство, очень важно, чтобы он не питал особых иллюзий и не думал, что на этом основные
трудности закончились. Даже если Кнессет будет всецело поддерживать правительство, оно должно быть готово к сильному давлению, как внутреннему, так и внешнему, и Шарону придется проявить чудеса дипломатии, чтобы не увязнуть в склоках, и при этом не просто находиться над схваткой, но и осуществлять практическую работу.
Самая сложная задача, стоящая перед премьер-министром — не допустить вовлечения страны в широкомасштабный конфликт с Палестиной. Пожалуй, одним из наиболее важных достижений Эхуда Барака (о которых он сам, скорее всего, и не догадывался!) было то, что он сорвал маску с палестинского лидера, и весь мир увидел, что на самом деле он вовсе не хочет добиться реального мира в регионе.
К сожалению, Барак не был готов к тому, что мирные переговоры с Палестиной могут потерпеть неудачу, поэтому его правительство оставило Шарону очень неприятное наследство: мир в регионе достигнут, так и не был. К тому же каждый час можно ожидать нового теракта со стороны воинственно настроенных группировок. Шарон практически сразу сделал заявление о том, что не может быть и речи о переговорах с Палестиной, пока не прекратятся обстрелы Израиля и теракты, которые финансируются палестинскими лидерами. Судя по всему, Шарон не отступит от этой линии, даже если министр иностранных дел Шимон Перес предложит ему пойти на компромисс или несколько смягчить позицию. Ведь как только палестинцы поймут, что Шарон идет на уступки и с ним можно вести переговоры на фоне обстрелов Израиля, количество терактов, убийств и обстрелов возрастет еще больше.
У правительства национального единства есть одно важное преимущество. В нем можно принимать решения по таким вопросам, которые никак нельзя было бы разрешить в коалиционном правительстве. В 1984 году правительство национального единства во главе с Пересом добилось значительных успехов: была разработана программа экономической стабилизации, а самое главное — удалось остановить процесс гиперинфляции, столь губительный для экономики.
Похоже, что правительство Шарона намерено решить ряд вопросов, которые можно обсуждать только в широкой коалиции, однако уже сейчас есть признаки того, что этому правительству не хватает желания действительно быстро и эффективно разрешить проблемы. Например, до сих пор нет четко выраженной позиции по бюджету, предложенному министром финансов Авраамом Шохатом. С бюджетом действительно не все в порядке: он был разработан в период экономического роста, и, разумеется, вновь возникшие трудности, никак в нем не отражены. Принятие бюджета в таком виде может привести к сокращению ВНП; при этом правительство медлит с внесением поправок и отменой некоторых популистских законов, принятых в последнее время.
Новое правительство обирается изменить закон о выборах, но и здесь нет полного согласия. Не достаточно просто вернуться к старой системе голосования, когда выбирали только партию, а не кандидата в премьер-министры. Если бы эта система изначально работала нормально, не было бы необходимости ее изменять.
Разумеется, правительство Ариэля Шарона
не идеально. Далеки от совершенства и его отношения с Кнессетом. И, тем не менее, теперь у Израиля есть правительство, а в данной политической ситуации это характеризует Шарона как опытного и дальновидного политика: все понимают, как трудно было сформировать хотя бы какую-то коалицию, какие разыгрывались баталии за каждое место, за каждый портфель. То, что премьер-министр сформировал правительство и избежал политического кризиса, а значит и новых выборов — большая заслуга генерала. Хочется верить, что политическое чутье не обманет его и в дальнейшем.
Материал подготовил
Алексей ВОЛКОВ