Top.Mail.Ru

Бедность не порок

19.04.2001





Несмотря на то, что израильские службы страхования причисляют большинство членов общины харедимов (ортодоксальных евреев) за чертой бедности, сами они себя бедными не считают.

В Израиле достаточно хорошо известна община харедимов. Все свое время они посвящают изучению еврейской традиции и мудрости. Многочисленная группа населения строго придерживается всех заповедей и предписаний еврейской традиции. Харедимов легко отличить по их одежде и внешнему виду: их черные шляпы и лапсердаки часто встречаются в Израиле. Одни называют их "дармоедами", другие же относятся к ним с уважением, поскольку они делают все для сохранения многовековых традиций еврейского народа. Мы предлагаем свой репортаж об этой общине, которой, как нам кажется, поможет развеять некоторые стереотипы.

В отличие от большинства израильтян, "делание" денег для харедимов совершенно не важно. Согласно данным Национального института страхования, большинство харедимов попадают в категорию бедняков. Однако, постигая мудрость Торы, они чувствуют себя самыми богатыми среди людей. Например, одна из представительниц общины — Эстер — говорит, что она вовсе не считает себя бедной.

Эстер 42 года, у нее семеро детей, и она бы хотела завести еще хотя бы одного. Каждый месяц семья получает около 3 500 шекелей от Национального института страхования (НИС). Ее муж получает ежемесячно от НИС еще 1 600 шекелей. Глава семьи учится в ешиве и не может работать, так как все время посвящает занятиям. Иногда ешива выплачивает ему несколько сот шекелей, чтобы у него был стимул продолжать учиться.

До рождения четвертого ребенка Эстер работала в социальной службе харедимов, но потом ушла с работы, чтобы больше внимания уделять детям. Иногда она подрабатывает частными уроками или шитьем.

Эстер живет со своей семьей в четырехкомнатной квартире в Иерусалиме. Общий месячный доход семьи составляет примерно 6 000 шекелей. Согласно исследованиям НИС, семья, где есть шесть и более детей, должна иметь не менее 7 500 шекелей в месяц. В противном случае, ее можно считать "бедной".

"Конечно, с точки зрения материального достатка, мы бедны, — говорит она, — особенно если сравнивать нас с большинством израильских семей. Мне приходится много работать и по дому и вне дома. У нас нет богатой обстановки, младшие братья донашивают вещи старших, и я не могу нанять учителя музыки, хотя мне бы хотелось бы обучить их. Мы никогда не обедали в ресторане, наши дети не ездят в летние лагеря, не ходят в кино, и мы даже не можем устроить их в спортивные секции... Но нам все это не нужно. Поэтому мы не чувствуем себя бедными. Но зато наши дети учатся в прекрасных школах — мальчики ходят в Талмуд Тора, а девочки — в Бейт Яаков. Наши дети знают, что их отец посвятил себя изучению Торы, и поэтому они чувствуют себя богатыми".

Семья живет в небольшой квартире, но там очень чисто и уютно, несмотря на то, что, на полу играют дети и места все время не хватает. За неделю до Песаха Эстер также находила время для благотворительной деятельности.... И это помимо хлопот по дому и подготовки к празднику.

Согласно официальным данным, 30% семей харедимов официально считаются бедными, а 24 — находятся за чертой бедности. Но не стоит спешить бить тревогу. Сухие статистические данные здесь вряд ли отражают реальное положение вещей, как и само определение "бедный". Следует различать отсутствие достатка и добровольное делание "довольствоваться малым", агрессивные заявления палестинских эмигрантов, что правительство, дескать, не может обеспечить им достойное существование и слова Эстер, которая говорит, что ее семья вовсе не бедна, они просто хотят жить "без излишеств". Они различают материальное и духовное богатство и выбирают последнее.

Пожалуй, это самое дружное религиозное сообщество в Израиле. Из-за материальной необеспеченности люди все время помогают друг другу, и, таким образом, целые кварталы живут как одна большая семья: вместе встречают праздники, вместе радуются, вместе провожают умерших в последний путь, и вместе переживают трудности. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что эти люди говорят, что они богаты: навряд ли кто-нибудь из привилегированных кварталов может пойти в соседний дом и попросить соседа помочь ему, если в его дом пришла беда, случилось несчастье, или у него просто на душе тяжело и его терзают сомнения или тревоги. В конце концов, трудности и потери подстерегают и богача и бедняка, но если люди вместе, они поддерживают друг друга, а это гораздо важнее денег.

Материал подготовил

Алексей ВОЛКОВ




{* *}