В начале дискуссии директор ''Regards'' Генри Мальберг отметил, что ''активный антисемитизм стремится к уничтожению памяти победы над фашизмом'', к разрушению барьеров, воздвигнутых гуманистическим освободительным движением. Указывая на недопустимость недооценки роли мифологии, делающей евреев "виноватыми", он настаивал на том факте, что нищета, безработица, неравенство, отсутствие перспектив, всегда будут провоцировать возрастание неприязни к евреям. Так называемая "привилегированная форма" этого активного антисемитизма, по мнению Генри Мальберга, заключается в стремлении к полному неприятию евреев. Например, при отрицании наличия расизма и антисемитизма в бывшем Советском Союзе, нагнетается миф об угрозе ''сионистско-еврейского союза''.
Мальберг также упомянул о Великой Французской революции, провозгласившей ''освобождение евреев'' — одну из характерных особенностей французского общества. Неприятие этого лежит в основе ненависти Дрюмона и его книги ''Еврейская Франция'', вышедшая в свет незадолго до появления дела Дрейфуса. По словам Генри Мальберга данная проблема носит отпечаток его ''личной истории'', еврея и коммуниста.
Секретарь епископства Пастораля по делам переселенцев Жан-Франсуа Бержено, в свою очередь подчеркнул, что французское общество всеобъемлюще охвачено моральным кризисом. ''О какой общности евреев и христиан мы можем говорить, когда христианство шесть веков проповедовало антииудаизм''. Именно в соответствии с этой ''традицией неприязни'', среди многих других причин ''нацистский антисемитизм нашел почву для своей зловещей затеи''. Дабы преодолеть сложность ситуации, Жан-Франсуа Бержено призвал к ''солидарности без границ, к борьбе, требующей взаимопомощи''.
Историк Филипп Виделье отметил, что в современной Франции наблюдается воскрешение всех идей довоенного периода, и, по его мнению, ''иммиграция отнюдь не является основным фактом усиления расизма, т.к. неонацистские настроения и антисемитизм берут свое начало в 30-х годах''.
Философ и журналист Арно Спир, рассказав о том, как он ''носил желтую звезду'' и участвовал в создании "партии еврейских коммунистов". Если рост популярности антисемитских и расистских настроений действительно воспринимать всерьез, то причины его Арно Спир видит в том, что ''миллиардам людей кажется что, после падения государственного социализма либерализм уже не может им ничего предложить''. Между тем в наше время молчание жертв расизма и антисемитизма совершенно недопустимо.
Однако во времена Аушвица все было иначе. Шарль Палан, депортированный в этот лагерь, участник сопротивления, президент и основатель MRAP (движение против расизма), напомнил участникам конференции, что Аушвиц, был создан при содействии промышленных компаний.
Какие формы, какое значение принимает сегодня ненависть к евреям? ''Неужели все вновь начинается, или это уже что-то новое?'' — спрашивает Сергей Валиков, историк, настаивающий на существовании именно ''французского антисемитизма, сформировавшегося под иностранным влиянием''. Он также подчеркнул, что ''нельзя создавать историю антисемитизма без создания истории борьбы с ним''. Недоумение Валикова вызывает общественная критика, которая, находясь в безвыходном положении, превращает борьбу с конкретными проявлениями расизма в борьбу против группировок, взявших на себя ответственность за совершенные акции.
Некоторые политические деятели, называющие себя левыми, позиция которых на самом деле заключается в полном неприятии евреев, считают, что в Холокосте не было ничего ужасного. Эта проблема также была затронута участниками конференции. Начиная со времен позднего Сталина, среди французских коммунистов возросла популярность антисемитизма. Однако, как отметил Генри Мальберг, ''коммунистической партии трудно признать тот факт, что антисемитизм был политической реальностью в Советском Союзе'', коммунистам были нанесены оскорбления, однако PCF (партия французских коммунистов) проводит детальное расследование, чтобы разобраться в этом инциденте. В свою очередь Сергей Валиков высказал сомнение, что на призыв к уничтожению антисемитизма могут повлиять такие исторические явления, как сталинизм.
Другая сторона антисемитизма: завуалированная риторика, широко используемая крайне правыми партиями. Например, фраза Липена, произнесенная однажды на выборах: "Вызывает недоумение то скрытое могущество, которому покоряются все политики". Параллельно говорится о том, что в то время как 6 млн. евреев находилось в лагерях, коммунистический режим уничтожил 85 млн. человеческих жизней. Крайне правая пресса приводит массу подобных примеров, пытаясь косвенно доказать обоснованность антисемитизма.
Еще не завершенные дебаты позволили выявить несколько важнейших пунктов: антисемитизм во Франции, казалось, давно умерший, теперь возрождается вновь, и это, увы, не просто бытовой расизм. Ситуация заставляет серьезно задуматься, однако успех последних антифашистских акций в Париже позволяет надеяться на возможность совместного общественного отпора растущему неонацизму.
По материалам французской прессы
Перевод Александры Шашковой