Top.Mail.Ru

Александр Квасьневский: Преступление в Едвабне — это факт

17.07.2001





Президент Польши Александр Квасьневский дал интервью краковской газете "Тыгодник повшехны". Публикуем выдержки из ответов президента.

"Преступление в Едвабном — это факт. Удивительно то, что информация о нем застала нас врасплох, — говорит Квасьневский, — Ведь в 1949 году по этому делу состоялся судебный процесс, существовали документы, а мы 60 лет жили в убеждении, что ничего подобного и быть не могло. Кстати, я спрашивал об этом и генерала Ярузельского: он же в течение ряда лет располагал огромной властью и интересуется историей. Его ответ: "Не знаю, чем поклясться, но я ничего не знал". Естественно, существовали тысячи аргументов, чтобы не касаться таких тем: что скажет мир? Так было раньше. Но сейчас мы должны налаживать польско-еврейские отношения".

Квасьневский надеется, что открытый разговор о Едвабном пойдет на пользу польскому обществу, но только при одном условии, что дискуссия, окажется действительно честной, и ее участники не будут опираться на стереотипы и эмоции. "Ее нельзя отдать исключительно в руки историков — это слишком узкий круг, — говорит польский президент, — Ее нельзя отдать и в руки политиков — это не тот вопрос, который может быть предметом политических игр". Он считает, что в обсуждении должны принять участие все слои общества: "Это должны быть дебаты, которые станут частью переосмыслений и переоценок поляков — независимо от их убеждений, политических симпатий, общественного положения и т.п.".

- Однако сказать всю правду — это не значит распространить ответственность на весь народ или на польское государство, подчеркивает Квасьневский, — После обсуждения дела Едвабного мы хотим стать лучше, сильнее, мудрее, и мы должны сказать всю правду о тех событиях. Среди поляков были такие, которые помогали евреям и спасали им жизнь. Были и такие, которые евреев продавали и, к сожалению, бывало, убивали. Было и так, и этак. Один из уроков дела Едвабного состоит в том, что нельзя сводить в общий баланс героизм и подлость. К сожалению, одно не исключает другого. В Польше было великое благородство и было великое бесчестье. Это надо признать и об этой сложности сказать.

- Извинения за Едвабне не означают, что Польша принимает на себя полную ответственность за это массовое убийство или разделяет ответственность за Холокост, — заявляет польский президент, — Историю невозможно изменить: нельзя забывать, кто развязал Вторую мировую войну, кто писал нюрнбергские законы, кто организовал концентрационные лагеря, кто принял "концепцию окончательного решения". Мы знаем, что главным виновником всех этих явлений был сам Гитлер. Мы знаем также о преступлениях и природе другого, коммунистического тоталитаризма, а также и о том, что в течение определенного времени (на основании пакта Риббентроп — Молотов) они поддерживали друг друга. Исторический фон Едвабного очевиден. И об этом тоже надо помнить.

- В отношении преступления в Едвабном мы должны занять свою позицию, которая будет опираться на правду, — продолжает Квасьневский, — Вещи должны быть названы своими именами, помня об обстоятельствах: это жестокое массовое убийство в Едвабном совершили поляки, наши соотечественники. Поэтому надо сделать то, что в таких ситуациях принято делать: принести извинения и просить прощения. Но мы верим, что ненависть к этому преступлению не будет распространяться на всех поляков, и надеемся, что на этой правде можно будет строить мосты примирения между поляками и евреями. И, кроме того, опираясь на эту правду, можно будет изменять собственные позиции: положить конец нетерпимости, антисемитизму и всяческим другим предубеждениям.

Президент Польши считает, что сейчас необходимо рассчитаться с трагическим XX веком, с войной, с ксенофобией (в том числе — с антисемитизмом) — сегодня эта проблема стоит не только перед Польшей, но перед большинством цивилизованных стран мира. Конечно, эта проблема стоит и перед немцами, а также перед французами, которых до сих пор мучат кошмары жестокостей алжирской войны. Эта проблема есть у швейцарцев, у скандинавских стран и у других, с этой проблемой придется справиться литовцам, латышам, украинцам, и я прошу дипломатов этих государств не писать протестов по поводу моего высказывания, а серьезно обдумать этот вопрос.

По мнению Квасьневского, Едвабне как раз можно считать одним из таких элементов нового осмысления истории на рубеже тысячелетий. Попытка избежать дебатов не приведет ни к чему: "Перед Едвабным уже невозможно остановиться. Туда надо идти. И 10 июля тоже".

- Можно спросить: зачем вообще возвращаться к этим темам, ведь прошло уже столько лет?.. Ответ прост и в части Едвабного уже многократно сформулирован: мы должны возвращаться, потому что это часть нашей истории. Если мы хотим гордиться ее светлыми страницами, нам придется взять на себя моральную ответственность за темные страницы. Раз все это совершилось в Польше, хоть нам это и больно, мы должны об этом помнить — заботясь также и о нашей тождественности, — говорит Квасьневский.

За 10 лет существования III Польской Республики так и не построен Музей истории польских евреев. Там можно было бы показать и Едвабне, и Радзилов, вспомнить дела Праведников среди народов мира, культуру ассимилированных и неассимилированных евреев. Насколько легче было бы сегодня разговаривать на самые трудные темы. По мнению польского лидера, это большое упущение. Но сегодня поляки уже лучше подготовлены к дискуссии о Едвабном, чем 20 лет назад.

Дело Едвабного трудное и болезненное. Но оно может стать моментом для построения чего-то, что стало бы мостом в будущее. Как полагает Квасьневский, начатая дискуссия отбирает аргументы у экстремистов и поддерживает те еврейские круги, которые стремятся к диалогу. Хотя президент и признает, что после нее останутся и такие, "которых мы не убедим". Гораздо важнее то, что будет, наконец, исполнен долг по отношению к потомкам жертв.

Polska szlachetnosc i polska hanba. —

TYGODNIK POWSZECHNY, Nr 15, 15.04.2001

С польского перевел Леонид Сокол


{* *}