Известный фантаст и публицист Станислав Лем, рассуждает о проблеме биологической угрозы.Телевидение CNN показало фотографию письма, содержащего споры сибирской язвы. Предприняты серьезные меры предосторожности: все организации, которые обмениваются корреспонденцией по почте, сначала передают по факсу или электронной почте предупреждение об отправке, но поступающая корреспонденция все равно подвергается фильтрации.
В Интернете сторонники вооруженной акции в Афганистане препираются с ее противниками, и всему этому сопутствует туча фантастических сплетен. Например, предостерегают от голубых конвертов, которые якобы особенно опасны — полная чепуха. Согласно другой интернетовской сплетне, израильская разведка Моссад перед 11 сентября предупредила всех евреев, чтобы они не ходили во Всемирный центр торговли, — еще большая чушь: в обоих небоскребах погибло несколько сотен американских евреев и несколько десятков граждан Израиля.
Согласно сообщению Рамсфельда, имеется ряд попаданий в подземные туннели и бункеры, где хранились большие количества взрывчатых веществ. Но даже американские комментаторы считают маловероятным, чтобы бомбардировщикам и даже спецназу удалось уничтожить Аль Каиду, то есть Базу, или хотя бы существенно ослабить ее деятельность.
Арабские государства можно грубо поделить на такие, которые поддерживают бен Ладена, поскольку им это выгодно, и такие, которые это делают из страха. Я думаю, что под влиянием профессионалов президент Буш отказался от включения Сирии в список стран, поддерживающих терроризм.
Саудовцы оправдываются, что террористический потенциал бен Ладена превзошел их ожидания. Теперь они лишили его гражданства, что, конечно, не многое изменило, но зато отказались по требованию Соединенных Штатов заблокировать его счета. Саудовская Аравия в новой ситуации не чувствует себя так уж хорошо, поскольку саудовская династия, в принципе союзная Америке, одновременно представляет довольно экстремистское направление в исламе. Вдруг подал голос Иран, заявив, что если в ходе наземных операций в Афганистане среди американских солдат будут раненые, он готов принять их в свои госпитали. Я долго думал, что бы это могло означать, и в конце концов пришел к выводу — грязное подозрение, — что речь идет о создании над Ираном противоядерного щита.
В западной прессе можно часто прочесть о доброте, кротости и милосердии, свойственных духу ислама. Но это пишут не исламские священники, а профессора исламистики или иные западные знатоки. Представители исламской религии вообще не подают голоса, чтобы объяснить, как следует интерпретировать поведение людей бен Ладена с религиозной точки зрения. Может, боятся? Не знаю. Один из бывших саудовских министров дал интервью арабоязычной газете чуть ли не в Лондоне, в котором он заявил, что через бен Ладена действует Сатана.
Войну с террористами нельзя, как прежде, ограничить и сконцентрировать: одна армия окружает другую, образует котел и берет солдат противника в плен. Существует большое, хоть и неизвестное, число террористических ячеек в состоянии так называемой спячки, обнаружить которые чрезвычайно трудно.
В Германии министр Шили на удостоверениях личности вводит не только отпечатки пальцев, но и результаты так называемых биометрических исследований черепа. Идея тщательной проверки всех жителей Германии, которые прибыли в эту страну в течение последних лет, и их идентификации с учетом страны происхождения, национальности, места жительства и рода занятий вызвала, разумеется, бурю протестов со стороны истинных демократов. Один серьезный баварский политик даже заявил, что следовало бы всех приверженцев ислама просто выдворить за пределы Германии.
Что нас еще ждет? Если бы террористы получили доступ к ядерному оружию, то наверняка применили бы его, хотя я, конечно, не знаю, каким образом. К сожалению, тенденция применения ядерного оружия в войне с терроризмом витает в воздухе; похоже, эксперты американской правительственной администрации уже рассматривают такие возможности. Недавно американцы проводили экспериментальную проверку возможности защиты ядерного реактора от падения на него тяжелого самолета, а в Германии сразу же раздались голоса, что все атомные электростанции необходимо выключить.
Следует помнить, что, помимо крайне изощренного и безгранично жестокого плана, главным козырем террористов 11 сентября явился эффект внезапности. Этот эффект повторить не удастся. Когда недавно на одной из внутренних американских линий психически неуравновешенный пассажир сорвался с места и помчался в сторону кабины пилотов, половина пассажиров бросилась на него и чуть не разорвала на куски. Террористы знают, что провал попытки очередного крупного теракта будет иметь для них пагубные психологические последствия. Поэтому я думаю, что следующих актов этой мрачной драмы следует ожидать только тогда, когда ослабнет та чрезвычайная бдительность, которую сегодня демонстрируют американцы и европейцы.
Леонид Сокол