25 ноября 1940 года Джири Полачек находился на нижней палубе судна "Патрия", наблюдая за уборкой помещений, когда в результате взрыва в трюме в корпусе корабля образовалась огромная пробоина.
Спустя несколько минут корабль затонул, унеся на морское дно жизни 260 человек.
Ровно 61 год спустя Полачек, стоя на Новом еврейском кладбище Праги у памятника погибшим, вспоминает о давнишней трагедии.
"Если вы смотрели фильм "Титаник", то можете составить представление о человеческой панике и о том, на что способны люди. В реальности все гораздо хуже", — тихо говорит он.
В 1940 году двадцатисемилетний капитан-лейтенант Полачек был одним из 3600 еврейских иммигрантов, которые плыли в Палестину.
Большинство иммигрантов были родом из Чехословакии, Австрии, Венгрии и Германии. Они проделали путь вниз по Дунаю до румынского порта Тулькеи, где тысячу из них принял на борт корабль "Пасифик".
Еще 1900 евреев плыли на корабле "Атлантик", а 700 чехов и словаков, среди которых был и Полачек, совершали путь на историческую родину на судне "Милос".
Британские власти в Палестине, зная о том, что корабли с еврейскими поселенцами находятся в пути, объявили их прибытие незаконным и запретили им оставаться в Эрец Исраэль. Англичане наняли французский лайнер "Патрия", чтобы депортировать евреев, превратившихся в нежелательных беженцев, на остров Маврикий в Индийском океане.
Полачек в составе группы примерно из 100 военнослужащих тем не менее получил разрешение сойти на берег в Суэце, чтобы присоединиться к подразделениям вооруженных сил Чехословакии и воевать в составе армии союзников.
В 10 часов туманного утра 25 ноября 1940 года в результате внезапно осуществленной диверсии все их планы оказались разрушенными.
Бойцы подпольных еврейских отрядов "Хагана", которые боролись против британской политики запрета евреям селиться в Палестине, тайно доставили взрывчатку на борт судна, решив взрывом серьезно повредить корабль и таким отчаянным образом помешать депортации евреев.
Однако они плохо рассчитали силу взрывного устройства, которое установили на видавшем виды корабле. Через 15 минут судно водоизмещением 12 тысяч тонн погрузилось на дно Хайфского залива.
"В этот день с утра мы должны были вымыть палубы судна. Я наблюдал за работой, когда внезапно судно резко накренилось на один борт и все предметы попадали со своих мест, — вспоминает 88-летний Полачек. – Поначалу мы не поняли, что произошло, потому что привыкли к своему старому судну "Милос", на котором мы прибыли в Палестину и которое часто кренилось подобным образом. Капитан дал команду всем перейти на другой борт. Он надеялся выровнять крен судна", — рассказывает Полачек, и по лицу его пробегает мимолетная улыбка. Затем к нему возвращается серьезность.
Полачек, который после войны вернулся в Чехословакию и дослужился до звания полковника, коротко рассказывает свою военную историю после мемориальной службы, на которую собрались около сорока членов еврейской общины Праги. В этот день здесь присутствовал и министр торговли и промышленности Чехии Мирослав Грегр, чей отец, капитан Эмиль Грегр, также приплыл в Палестину на "Милосе" и выжил после крушения "Патрии".
"Выбраться с тонущего судна было неимоверно трудно. Толпы людей, пытавшихся попасть на палубу, заблокировали узкие корабельные лестницы. Так или иначе, я выкарабкался наверх, а оттуда путь уже был только прямо в воду. Я проплыл около пятисот метров до берега, разделся и оставил одежду вместе с документами на пирсе, намереваясь плыть обратно к кораблю, чтобы помочь спасению тонущих. Когда же я возвратился к пирсу, все было украдено. Все, что у меня осталось, – пара шорт".
Те, кому удалось спастись (а таковых оказалось около 1700 человек), — были интернированы в фильтрационный лагерь в Атлите. Позднее им все-таки было разрешено остаться в Палестине, и их выпускали из лагеря небольшими группами на протяжении 1941 года.
Тех же, кто не успел перейти на "Патрию" со стоявших на рейде "Атлантика" и "Пасифика", англичане все-таки выслали на Маврикий.
"Сионисты, которые пронесли на судно взрывное устройство, чтобы люди с "Патрии" смогли остаться в Палестине, рассчитывали на то, что большая часть людей будет находиться на верхних палубах. Однако во время взрыва, как раз производилась генеральная уборка на палубах, и многие пассажиры были внизу в своих каютах", — рассказывает Полачек, который сам занимал на судне помещение в самом низу трюма, поблизости от стойл для лошадей.
Полачек освободился из лагеря в Атлите через девять месяцев после крушения "Патрии". После этого он воевал в 11-м пехотном батальоне армии Чехословакии. Он обучился военным профессиям артиллериста и стрелка легкой авиационной пушки в Палестине и служил затем в Сирии и северной Ливии. Позже он перешел на службу в британские ВВС, в которых и воевал на Западном фронте в должности авиационного стрелка и радиста.
После войны группа еврейских ветеранов из Чехии, переживших трагедию в Хайфском заливе, образовала так называемую группу "Патрии", которая ежегодно собирается 25 ноября на еврейском кладбище в Праге, чтобы почтить память погибших товарищей.
В этом году Томас Джелинек, лидер еврейской общины Праги, сказал собравшимся, что те взрывные силы, которые послужили причиной крушения "Патрии", существуют и сегодня.
"В то время как западные державы стремятся улучшать отношения с арабским миром, они пренебрегают интересами Израиля, вследствие чего от терактов страдают невинные люди – жители Израиля", — заявил он.
Так было тогда, когда ради интересов Британии евреев высылали из Палестины на Маврикий. Не будут ли столь же печальными для евреев последствия тех решений, которые принимает сегодня Америка в своей войне с терроризмом?