В Швейцарии правительство всерьез задумалось над пересмотром "закона, запрещающего евреям ритуальное убийство животных". Совершенно ясно, что этот закон, принятый более 100 лет назад (в 1893 году), носит явный антиеврейский характер, однако его до сих пор не пересматривали. Автором идеи о пересмотре закона стал министр экономики Паскаль Кушпен (Pasqual Couchepin). Министр был удивлен тем, какие разноречивые реакции вызвало его предложение в швейцарском обществе. Швейцария – одна из тех европейских стран, где некоторые люди даже не знают фамилию президента. Население этой страны очень аполитично, но в данном случае общественность разделилась на два непримиримых лагеря. Кроме того, к спорам подключились защитники животных, которые стали говорить, что закон ни в коем случае нельзя отменять, что шехита, дескать, пережиток мрачного прошлого, и т. д. Представители многочисленных организаций по защите животных буквально забросали газеты письмами, многие из которых носят явный антисемитский характер. Некоторые издания также высказываются резко против отмены этого закона. Приводится все тот же аргумент о защите животных, однако настораживает один нюанс: подобные статьи чаще всего появляются в радикальной или желтой прессе.
В интервью одной из центральных газет Швейцарии министр заявил, что если уж говорить о “пережитках прошлого”, то к ним, в частности, следует отнести закон о запрете ритуального убийства животных, так как, по его словам, люди, которые его принимали, менее всего были озабочены защитой животных. Их целью было унизить евреев, запретив им следовать традиции, а ведь для еврейского народа это очень важно. “Мы должны раз и навсегда решить, боремся ли мы за права человека, — заявил Паскаль Кушпен, — и если это так, то следует раз и навсегда отменить антисемитский закон, позорящий нашу страну”.
Во всей Европе осталось только две страны, где евреям запрещено забивать животных согласно традиции, — Швеция и Швейцария. Сейчас защитники животных заявили, что потребуют общенационального референдума, если правительство попытается отменить закон. Швейцарское законодательство не запрещает проводить референдум, если общественность не согласна с правительством, однако Кушпен почти уверен, что и этом случае здравый смысл возобладает и люди не пойдут на поводу у популистских группировок. Правда, есть вероятность того, что представители католической церкви попытаются манипулировать общественным мнением. Так или иначе, правительство надеется на благоразумие граждан. Некоторые евреи боятся, что отмена закона, о существовании которого все неевреи давно забыли, может повлечь за собой всплеск антисемитских настроений. Однако большинство представителей еврейской общины всецело поддерживают правительство в этом благом начинании и надеются на успех.