Анет Хулак 98 лет. Она – самая пожилая представительница еврейской общины Бразилии. В Рио-де-Жанейро приехала в 1927 году из Бесарабии. “Тогда жизнь здесь была лучше, — говорит она. – Была еврейская библиотека, мы всегда отмечали еврейские праздники, а теперь год от года становится все хуже. Люди забывают историю своего народа, много смешанных браков…” Отчасти Анет права: действительно, за последние годы уровень культурной жизни еврейской общины Бразилии значительно снизился. Закрылись многие еврейские школы, становится все меньше людей, знающих иврит. Печальнее всего то, что происходит это не из-за антисемитизма, а из-за безразличия самих евреев.
Однако еще рано бить тревогу: есть люди, которым небезразлична судьба еврейской общины. Они хотят сохранить самое главное – национальную идентичность и целостность своего народа. Фабио Оливейра, владелец ресторана, преуспевающий бизнесмен, не получил еврейского образования, однако прилежно изучал еврейскую традицию, прошел через бар мицву, уже в зрелом возрасте сделал обрезание. Сейчас он старается как можно чаще бывать в синагоге, соблюдает заповеди и не скрывает своего еврейского происхождения. “В настоящее время, — говорит Фабио, — я всерьез подумываю о женитьбе, но женюсь только на еврейке и, конечно, с соблюдением всех обрядов”.
Раввин Генри Собель возглавляет синагогу в Сан-Пауло, одну из самых больших в Латинской Америке. Каждую пятницу сюда приходит 600-700 человек, и число это все время растет. “Я очень рад, — говорит раввин, — что мне удалось заинтересовать людей еврейской традицией. Главное – объяснить человеку, почему ему это необходимо”.
Сейчас ситуацию в Бразилии оценивают по-разному. Некоторые считают, что еврейские общины умирают, но есть некоторые признаки, что в ближайшем будущем следует ожидать оживления еврейской жизни. Дело в том, что многие состоятельные евреи сейчас вкладывают средства в развитие еврейского образования, в строительство новых синагог, изучают еврейскую традицию и обучают детей. В чем же причина такого стремления к возрождению еврейской традиции? Возможно, в том, что теперь, когда евреи достигли относительного благополучия, они оглядываются назад и видят, что зачастую игнорировали и жертвовали самым ценным, что у них есть – традицией и историей своего народа, памятью о своих предках. Современные евреи понимают, что без исторической памяти не может быть никакого развития. Жизнь не ограничивается материальными благами, и, если подорвать ее основу, народу не за чем будет жить. Жаль только, что понимание это приходит поздно, когда многое уже потеряно безвозвратно.