9 февраля в американском штате Юта начинаются Олимпийские игры. В числе других спортсменов будут гости из Израиля, а также евреи из других стран мира. Представители местной еврейской общины, существующей уже более 200 лет (для Америки это очень большой срок), заявили, что примут гостей как полагается и обеспечат им все условия для тренировок и проживания. Конечно, олимпийцам предоставляется гостиница, но местные евреи решили, что спортсменам гораздо приятнее будет жить среди своих. К началу игр местная община Хабад Любавич готовит большую выставку, посвященную истории еврейской общины, жизни евреев в разное время в Юте. Раввин Бенни Зиппель будет совмещать свою обычную работу в общине с обязанностями раввина израильской олимпийской сборной. Поскольку в стране после 11 сентября приняты дополнительные меры безопасности, никто, даже раввин, не будет до последнего момента знать, сколько еврейских спортсменов приедет в Юту.
Сейчас еврейская община насчитывает 3500 человек. Хотя считается, что община существует более 200 лет, она впервые оформилась как самостоятельная структура в 1820 году, когда сюда приехало достаточно много евреев. Они занимались охотой, продажей шкур пушных зверей, многих привлекала “золотая лихорадка”. Замечательный историк Эйлин Халлет Стоун написала книгу об истории евреев штата Юта под названием “Дом на Западе: наследие евреев штата Юта”. Эта книга, представляющая глубокое исследование, также будет представлена на выставке. В книге говорится не только о радостных, но и о печальных страницах сосуществования мормонов и евреев. Так, в 1860 году мормоны объявили бойкот еврейской торговле, и население перестало покупать продукты в еврейских магазинах. Поскольку это угрожало всей еврейской общине, предприниматели были вынуждены написать прошение лидеру мормонов.
Они были готовы продать ему свой бизнес, лишь бы не голодали дети. История закончилась тем, что евреям все-таки удалось убедить фанатичного лидера смягчиться, и бойкот был снят. “Скорее всего, — говорит Стоун, — такая мера была вызвана экономическими причинами. Еврейские товары были зачастую лучше по качеству и продавались дешевле, поэтому местные предприниматели были недовольны”. В XIX веке в штате проживало до 6 000 евреев, но многие из них уехали: кто-то совершил алию, кто-то отправился искать лучшей доли в другие штаты. Эйлин Стоун полагает, что в ближайшее время следует ожидать новой волны еврейской иммиграции из Юты. Предупреждая возможный вопрос, она говорит: “Нет, дело вовсе не в антисемитизме, у нас хорошие отношения с местным населением. Просто молодые евреи не могут найти здесь подходящую работу, поэтому уезжают”. Что касается взаимоотношений с мормонами, некоторые евреи считают, что в таком соседстве есть свои положительные стороны. Раввин Венгер, который приехал сюда из Иллинойса, считает, что именно в Юте евреи начинают вспоминать о своей истории. “Когда живешь по соседству с людьми, которые такое большое значение придают религии, — говорит он, — невольно начинаешь задумываться, а знаешь ли ты свою историю так, как знают они свою, следуешь ли ты еврейской традиции во всем?”
Хотя до сих пор неизвестно, сколько израильских спортсменов прибудет в Юту, мы надеемся, что они победят, и желаем им удачи. В одном можно не сомневаться: их ждет теплый прием и забота.