Ясир Арафат, бессменный лидер Палестинской автономии, недавно заявил, что никто и ничто не сможет остановить его борьбу и он войдет в освобожденный Иерусалим как победитель или будет принесен туда как мученик. На прошлой неделе Арафат встречался с журналистами в Рамалле и назвал двух возможных преемников:
Ахмеда Кариа, известный также как
Абу Ала, спикера палестинского законодательного собрания, и
Махмуда Аббаса (Абу Мазем) – своего заместителя. Эта встреча привлекла внимание журналистов всего мира, так как до сих пор не принято было обсуждать даже малейшую возможность существования Палестины после ухода или смерти Арафата. Скорее всего, это стало ответом на заявление Шарона о том, что он не желает рассматривать Арафата как возможного партнера в переговорах. Лидер ПА сказал, что даже если израильские спецслужбы устранят его, найдется тот, кто придет на его место. “Однако пока что я являюсь лидером нации, — заявил он, — и не собираюсь уходить в отставку”.
Ахмад Кариа, спикер палестинского законодательного собрания. Родился в 1937 году, был одним из активных участников движения Фатх, в 1968 году стал начальником экономического департамента ООП, затем стал министром экономики и торговли Палестины. Выступал за мирные переговоры с Израилем и был одним из тех, кто поддерживал мирные переговоры в Осло. В последнее время известен своим стремлением заключит некий договор с Шимоном Пересом.
Махмуд Аббас, генеральный секретарь исполнительного комитета ООП. Родился в Сафеде в 1935 году. Защитил диссертацию по истории сионизма в Московском институте востоковедения. Вместе с Арафатом основал движение Фатх. Есть информация о том, что он готовил секретное соглашение с правительством Израиля, однако когда о его планах стало известно Арафату, он отрицал причастность к созданию этого документа. Из-за темных пятен в своей биографии, он не так популярен среди простых палестинцев, как, например, Баргути, однако он вполне может заменить Арафата, так как всю свою жизнь он был скорее политиком, чем террористом. По крайней мере, на словах, он всегда поддерживал мирный процесс.
Есть и другие кандидатуры, которые могут занять место Ясира Арафата. Среди них
Джибрил Раджуб, представитель министерства безопасности Палестины на западном берегу реки Иордан. Он родился в 1953 году, очень популярен среди простых палестинцев. До сих пор проходит по нескольким делам в связи с нарушением прав человека. С 1968 по 1985 год он находился в заключении в израильской тюрьме за то, что забросал гранатами военный патруль. Его обменяли на израильтян, томившихся в палестинских застенках. В 1987 году, когда началась первая интифада, он служил главным советником в штабе палестинской армии. С 1997 года он отстранился от политики террора, начал поддерживать контакты с Израилем и зарекомендовал себя как умеренный политик. При этом в сознании палестинского народа он остался непримиримым борцом за свободу. Как ему это удалось, никому не известно.
Сари Нуссейбех – еще один возможный преемник Арафата. Сейчас он является официальным представителем ПА в Иерусалиме. Родился в 1948 году, защитил докторскую диссертацию по исламской философии. В 1991 году был арестован израильскими спецслужбами за передачу Ираку военных секретов Израиля, однако вскоре его отпустила за недосказанностью вины. Всегда выступал за мирные пути решения конфликта, пытался проводить переговоры с израильскими политиками и членами Кнессета. Впрочем, он вряд ли займет пост главы Автономии, так как в народе он непопулярен.
Мохаммад Дахлан, начальник палестинских сил безопасности в секторе Газа. Родился в 1961 году, был лидером молодежного крыла Фатх Шабиба (крайне экстремистская организация). С 1981 по 1986 год сидел в израильской тюрьме за организацию и осуществление терактов. Затем он переехал в Тунис и оттуда, как считается, руководил интифадой. После этого он вернулся в Палестину и довольно продуктивно вел переговоры с представителями Шин Бет. Несмотря на то, что Дахлан в хороших отношениях с правительством США и даже с ЦРУ, Шарон не доверяет ему. Премьер-министр Израиля не раз говорил, что у него есть неопровержимые доказательства о причастности Дахлана к взрыву израильского автобуса в 2000 году.
Марван Баргути, лидер военизированной организации Танзим. Родился в 1959 году. Один из тех, кто никогда не скрывал, что был террористом (и до сих пор остается им). Шесть лет просидел в тюрьме, затем переехал в Иорданию. После этого он был сторонником переговоров в Осло, однако когда Палестине не удалось добиться всего, о чем просило правительство ПА, он вернулся к прежнему – к терроризму. После начала интифады его бригады совершили множество страшных терактов. В некоторых из них он участвовал лично. Постоянно заявляет о своей верности Арафату, однако критикует его за то, что он слишком мягок.
Арафат научился использовать любую ситуацию в свою пользу. Сейчас, когда его резиденция со всех сторон окружена израильскими войсками, когда ему не разрешается покидать Рамаллу, он более популярен, чем раньше. Каждый день к нему приезжают зарубежные делегации, чтобы оказать поддержку, причем не только из арабских стран. Интересно, что сейчас Арафата посещают также лидеры Хамаса и Исламского джихада. Напомним, что еще несколько недель назад они в один голос заявляли, что не будут сотрудничать с Арафатом, что лидер палестинского народа предал движение освобождения и т. д. Теперь, когда Арафат вновь стал изгоем, с ним стало выгодно дружить самым непримиримым террористам. Лидер ПА также не остался в долгу: он позволил освободить нескольких наиболее опасных исламистов из тюрем в Секторе Газа и в Хевроне. Простой палестинец, вероятно, будет удивлен, если ему задать вопрос, кого бы он хотел видеть в качестве преемника Арафата: народ верит в незаменимость лидера. Однако следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, Арафат не вечен, а во-вторых, ситуация может зайти настолько далеко, что во избежание настоящей войны, которая завершится в течение суток полным разгромом Палестины, следует иметь человека, с которым мог бы говорить Израиль.
Примечательно, что две недели назад Шарон встречался с Кариа и Аббасом. После встречи он косвенно дал понять, что с этими политиками можно иметь дело. По крайней мере, они не дают пустых обещаний и отвечают за свои слова. Страшно представить, что может начаться, когда два политика будут соперничать за
пост главы ПА Учитывая, что и тот и другой пользуются большой популярностью в народе, палестинское общество может расколоться на два лагеря и дальнейшее развитие ситуации предсказать будет невозможно.
Так все-таки чем вызваны действия Арафата? Скорее всего, он готовит себе отходные пути, и пока беспокоиться не стоит. Что касается тезиса Шимона Переса “кто не хочет говорить с Арафатом, тому придется говорить с Хамасом”, это вряд ли можно воспринимать всерьез. Арафат сам любит угрожать Израилю, что, мол, на смену ему придет какой-нибудь экстремист. Но правительство ПА этого не допустит, так как это просто невыгодно с экономической точки зрения. Правительство ПА хочет поддерживать угли интифады, но боится настоящего огня. До сих пор ему удавалось балансировать на грани, однако, как показывает история, подобные игры до добра не доводят.