Александрия некогда была одной из самых крупных еврейских столиц в мире. Еще в первой половине двадцатого века она насчитывала около 40 000 евреев, притом что общее население города составляло три миллиона человек. «Тысячи евреев уехали в течение нескольких десятилетий после окончания второй мировой войны. Ныне евреев, живущих здесь, можно пересчитать по пальцам — это я, моя жена, доктор Саляме, Сара Кохен…», — говорит Балассьяно.
Около ста свитков Торы остались в Египте, половина из них находится в достаточно плачевном состоянии. «Правительство удерживает наши ценности в своих руках», — говорит Дезири Саккал (Desire Sakkal), президент Исторического сообщества евреев Египта, — организации, базирующейся в Бруклине. «Мы слишком много оставили здесь» – добавляет Саккал, покинувший Египет в 1962 году.
До Х века 90 % евреев мира жили на территории нынешних арабских стран. С момента основания города более чем 2 300 лет назад Александром Македонским и вплоть до второй половины XX века евреи играли выдающуюся роль в развитии культуры и просвещения. В древние времена евреи составляли треть населения города. Александрия – родина многих известных еврейских религиозных деятелей, писателей и поэтов. Фило,первый еврейский философ, был родом из Александрии, как и Маймонид, написавший здесь многие свои труды.
Несмотря на то, что евреи не были интегрированы в мусульманскую общину, они мирно сосуществовали с ее представителями. Евреи воздвигли множество больниц, школ и удерживали в своих руках значительную часть городского бизнеса. Вплоть до сегодняшнего дня местные торговые центры носит имена своих еврейских основателей – Цикурель (Cicurel), Бенизон (Benizon), Халма (Chalma). Однако в итоге создания Государства Израиль в 1948 году и последовавших за этим арабо-израильских войн тысячи евреев покинули Египет. Остальные были изгнаны или арестованы.
Семья Ады Ахарони (Ada Aharoni), корни которой уходят в XVI век, была изгнана в 1949 году. Им разрешили взять с собой лишь 40 долларов и небольшую часть собственности. « Я взяла с собой лишь мою любимую куклу», — сказала Ахарони, поэтесса, ныне живущая в Израиле. После того как в 1952 году к власти пришел король Фарук, арабский национализм и антисемитизм возросли. Некоторые принятые законы лишили возможности египетских евреев работать в правительстве или заниматься своим бизнесом. В 1975 году еврейское население Египта сократилось до 200 человек, небольшие общины сохранились лишь в Каире и Александрии.
В Александрии – городе, где ранее насчитывалось 16 синагог, сейчас осталась лишь одна синагога — «Элияху Ханави». Другие синагоги были проданы, разрушены или переданы под государственный контроль. Никто не знает, что станет с еврейским достоянием, когда все члены еврейской общины умрут.
Синагога «Элияху Ханави», расположенная на живописной улице Наби Даниэль в старой Александрии, считается одной из самых красивых на Ближнем Востоке. Она может вместить около 1000 человек. Однако, поскольку в Александрии, по словам Балассьяно, осталось кроме него лишь два еврея-мужчины, миньян невозможен. На религиозные праздники сюда специально прилетают люди из Израиля, чтобы помочь прихожанам осуществить миньян.
В последнее время для Балассьяно и его единоверцев наступила тяжелая ситуация. Он не говорит людям, что он еврей. Его сын переехал в Израиль, а дочери – в Бостон. Балассьяно сомневается, что они вернутся домой, ибо такового, по его словам, больше не существует в Александрии. «Кто будет здесь после меня? Я спрашиваю себя об этом уже многие годы. Об этом знает только Б- г».