Лиза Армстронг в течение 14 лет преподает литературу периода Холокоста в средней школе. Это частная католическая школа в Канзасе. “Мы читали курс лекций по Холокосту всем нашим первокурсникам, и я предлагаю проводить этот курс, длительностью в один семестр, — для старшекурсников”, — говорит преподавательница. И это несмотря на то, что Армстронг преподает в штате, где проживает мало евреев, а в ее школе нет ни одного.
В течение последних нескольких лет Холокост стал постепенно внедряться в основной курс американского образования, в некоторых штатах преподают этот предмет ученикам с самого раннего детства вплоть до окончания средней школы. Предмет Холокоста обязателен для преподавания в 6-ти штатах: Нью-Джерси, Калифорния, Флорида, Массачусетс, Иллинойс и Нью-Йорк, и строго рекомендован еще для 10-ти штатов. Но этот предмет существует в различной форме в начальной и средней школе, в курсе истории, литературы, социальных наук или сразу в трех областях.
10 лет назад более 50 организаций США занимались Холокостом, на сегодняшний день – более 125. “Тысячи учителей преподают Холокост по всей стране. За последнее десятилетие их количество значительно возросло”, — говорит Уильям Шульман, президент Ассоциации организаций Холокоста (США).
На этой неделе прошел трехдневный семинар по повышению квалификации учителей в музее памяти Холокоста (Вашингтон). 180 педагогов приехали из таких мест, как Трассвилл, Алабама, Пайнвилл, Оклахома, в основном из городских и провинциальных школ. “Детям эта тема очень интересна. Когда они узнают о неспособности США помогать евреям, проживающим в Европе, расстраиваются”, — говорит Лори Дженсен (Lori Jensen), учительница средней школы Райгейт (Монтана).
У учителей возникает одинаковая реакция на учеников, которых часто не интересует литература и история по некоторым причинам, особенно когда тема касается Холокоста. Педагогам приходится пробивать “скорлупу” безразличия таких подростков, придумывая интересные способы подачи материала. Лиза Армстронг говорит, что книга мемуаров “Ночь” Эли Визеля (о его жизненном опыте, детстве, проведенном в гетто и концлагерях) запала в душу ее учеников: “На следующий день почти все ученики опоздали в школу, объяснив это тем, что читали всю ночь, и не могли оторваться от книги. Такое раньше нечасто происходило с учениками. После этого случая они взяли остальные произведения Визеля и других авторов”.
Лиза Коя (Lisa Coia), учительница истории школы Питман (Нью-Джерси), утверждает, что эта тема в ее штате представлена детям с 6-ти лет. Вместе с детьми они обсуждают темы дискриминации, толерантности. Закон, принятый в Нью-Джерси, гласит: “Обучение должно способствовать анализу теории, касающейся сущности человеческой природы, и помочь осознать, что геноцид возникает из-за предрассудков и дискриминации, понимать, что проблема этики и сознания глубоко влияет на жизнь. Обучение должно подчеркивать личную ответственность каждого гражданина за насилие, расизм и ненависть, где бы это ни происходило”.
“Изучение Холокоста очень трудно по своей природе, поэтому его следует преподносить как можно осторожнее, чтобы ученики освоили материал, предназначенный не для их возраста”, — считает Тодд Хеннеси, учитель истории средней школы Кастл Рока (Колорадо). Хеннеси говорит, что знает одного учителя, который предпочитает рассказывать ученикам только о тех моментах Холкоста, когда евреи пытались освободиться, “потому что эти случаи имеют счастливый конец, а остальная часть может отрицательно сказаться на психике ребенка”.
Он также приводит в пример еще одну школу, где запрещено упоминание о гонении нацистами евреев и об убийстве в концлагерях для того, чтобы не пропагандировать “альтернативный стиль жизни”. “Это несправедливо. Нельзя обсуждать Холокост без знания важных его аспектов”, — говорит Хеннеси.
Многие учителя, посетившие семинар, после экскурсии по музею были шокированы злостными антисемитскими высказываниями Мартина Лютера. Лиза Армстронг сообщила, что многие ученики-католики были поражены, когда узнали об исторической роли церкви в пропаганде антисемитизма: “Мои дети имеют идеалистические взгляды на церковь. На самом деле важно, что они услышали правду”.