Первое, что поражает, это невероятное количество ошибок, которое может и возникло по неосведомленности автора, но неужели ребе, наверняка читавший
материал перед публикацией, мог допустить такие откровенные ляпы.
1) Основателем хасидизма назван, (цитирую) «любавический раввин Шнеерсон», между прочим живший в ХХ веке. Хасидизм зародился в ХVIII веке, и его основоположником был Исраэль Бааль-Шем-Тов. Хотя какая, в принципе разница, ведь это, по словам раввина Шаевича, всего лишь малочисленная группа и не стоит обращать на нее внимания.
2)
«Они хотят, чтобы я ушел, а уж если бы умер, наверное, вообще были бы довольны. Хотят, чтобы все было под ними, и они были бы тут единственными хозяевами. И в этом — единственная причина наших разногласий и, соответственно, нежелание идти на какие-то контакты. Такого нет ни в одной стране мира — их никто не признает, ни на какой 'верх' их не пускают, они совершенно автономны. Они, грубо говоря, секта, называйте их 'машихисты', как угодно. Среди них есть совершенно нормальные люди, я со многими знаком. Ну, сделали они себе из умершего раввина 'Б-га', 'мессию' — и Лазар в том числе. Это сейчас он стал открещиваться и хабатником себя не называет, поскольку получил звание Главного раввина России Федерации еврейских общин. Но это все – хабат». Если бы подобные слова мы услышали от человека, не имеющего отношения к иудаизму, то в принципе не удивились, стандартная формулировка, достаточно стереотипная. Но услышать это из уст раввина, странно.
Давайте теперь объясним людям, что такое за «страшное движение ХАБАД» (это аббревиатура Хохма Бина Даат, что в переводе с иврита означает – мудрость, анализ, осознание). Как нам пояснил один из сторонников движения раввин Йосеф Херсонский, это лишь одно из направлений в хасидизме, причем наименее консервативное. «Считать или не считать Любавичского ребе Мошиахом — это личное дело каждого. Существуют приверженцы подобного мнения и за рамками движения ХАБАД, и даже среди нерелигиозных евреев. Но в любом случае ни одному здравомыслящему религиозному еврею не придет в голову об-жествлять ребе».
Теперь по поводу «открещивания раввина Лазара от движения ХАБАД». Мы получили короткий комментарий от пресс-секретаря Боруха Горина: «Подобные высказывания основаны, вероятно, на каких-то личных домыслах. Никакие заявления, а тем более утверждения никогда не делались и делаться не будут».
3)
«Если бы нашему президенту понадобились действенные раввины, которые могли бы повлиять на президента США или на сенат, то я бы мог познакомить нашего президента с пятью-десятью раввинами, которые действительно что-то могут сделать реально. Никакой Лазар, никакие хасиды ничего сделать не могут». Это сказано о поправке Джексона-Вэника. Получается, что решение об отмене поправки находятся в руках Адольфа Шаевича, но потому, что президент Путин его об этом не просит, поправка все еще не отменена. И тут же отрицание собственных слов:
«Не думаю, что раввины вообще должны этим заниматься. Неужели вы допускаете, что самый наиглавнейший раввин может сделать то, что не может сдвинуть президент России?». Получается, что может, если речь, конечно, идет об Адольфе Шаевиче.
4)
«Но я испытал громадное разочарование от близкого узнавания их (хасидов. — Примеч. редакции) способа действовать. Все продать, разломать, предать — ради чего? Чтобы называться главным раввином России? Они кушают кошер, соблюдают субботу, отпускают бороду, ходят, сверкая глазами, все напоказ, чтобы другие видели. А когда не видят, сделают так, что становится ясно – Б-га они не боятся. Это не вера. Вся история — это противостояние человека Б-гу. Сейчас на фоне создания новых еврейских общин, когда российские евреи начинают возрождать традиции иудаизма, вносить раскол в обществе такими заявлениями по меньшей мере кощунственно. Тем более странно слышать подобные речи по отношению к своим соплеменникам от религиозного еврея и многоуважаемого раввина. Сказано в Талмуде: "Из-за беcпричинной ненависти был разрушен Второй Храм". Не стоит повторять ошибки прошлого.