Сергей Борухович может гордиться тем, что в свои 19 уже «ветеран» еврейской жизни в родном Симферополе. Сейчас он координатор религиозных программ в общине, с четырехлетним опытом восстановления еврейской общины, которой всего 10 лет. Студент факультета журналистики в местном университете, Боручович проводит еженедельную работу в синагоге, он также отвечает за некоторые молодежные программы. «У людей возрастает интерес к иудаизму. Это особенно заметно в среде более старого поколения: у них еще остались некоторые воспоминания детства. Но основная цель движения – молодежь», — говорит он. Для этого проводятся различные мероприятия, от звонков людям, чьи имена и фамилии звучат по-еврейски, до аренды известных ночных клубов для празднования еврейских праздников. «А как же еще можно найти и заинтересовать людей, не принадлежащих к общине?»
Синагога Боруховича недавно получила свой первый свиток Торы в подарок от общины Бейт-Эмэт в Эванстоне. Ежедневный миньян все же состоит из людей старше 60-ти, но число молодых людей, интересующихся иудаизмом, постепенно растет в молодежном клубе синагоги. Они еще не слишком хорошо знакомы с еврейским календарем и могут не знать, например, в сентябре, какие праздники будут в марте. «Мы стараемся не слишком загружать их информацией, обучая всему постепенно».
Несмотря на неблагоприятную демографическую обстановку и экономические проблемы развивающегося рынка, будущее евреев крымского полуострова выглядит лучше, чем в последние восемьдесят лет. Крым – автономная республика на территории Украины, немного больше по территории, чем Израиль, с населением 2,4 миллиона человек. Знаменитый курорт, исторический регион, часто раздираемый этническими разногласиями. Еврейские корни Крыма достаточно глубоки. Первые евреи поселились здесь во втором веке до новой эры, где тогда располагалась северо-восточная часть Римской империи. В Средневековье регион находился под мусульманским влиянием. В конце XVIII века Крым был присоединен к Российской империи. В течение всей своей истории большое количество евреев приезжало в Крым из Средиземноморья и Восточной Европы. Еврейское население состояло в основном из ашкеназов и сефардов, а также крымских евреев, говорящих на татарском языке (крымчаки).
В 1930-х этот регион стал местом социальных экспериментов евреев-большевиков. Еврейские колхозы Крыма привлекали больше поселенцев, чем сотворенная «Еврейская родина» — Биробиджан. К 1941 году в Крыму было создано около 86 колхозов, но протесты, местного населения помешали переселению бóльшего числа евреев. В октябре 1941-го Крым был оккупирован немцами. В то время в регионе проживало от 60 000 до 70 000 евреев. Они были убиты нацистами менее чем за шесть месяцев. В апреле 1942 Крымский полуостров был объявлен «юденфреем» — очищенным от евреев.
Но сразу после войны евреи вернулись. Многие переселились туда из различных частей Советского Союза в последние десятилетия коммунизма. Несмотря на продолжающуюся иммиграцию евреев из бывшего СССР, размер общины стабилизировался. В последние несколько лет он составлял 20 00 человек, согласно исследованию проведенному Анатолием Гендиным, лидером симферопольских евреев и председателем Ассоциации еврейских организаций и общин Крыма. В последнее десятилетие жизнь евреев в некоторых городах начала преображаться. Появились синагоги, молодежные организации, еврейские школы, летние лагеря и молодежные программы.
Не осталось и следа от былого государственного антисемитизма, евреи полностью интегрированы в социальную, экономическую и политическую жизнь региона. Этой весной еврей был избран в местный законодательный орган. Но в обществе, по словам Анатолия Гендина, еще остались антисемитские настроения. Есть газеты, публикующие антисемитские статьи. Одна из таких газет, «Русский Крым», привлекалась к суду в начале этого года за разжигание этнического и религиозного конфликта. Дело против газеты было заведено по инициативе еврейской общины. В прошлом месяце Ассоциация еврейских организаций Крыма опубликовала воззвание в поддержку Израиля против палестинского терроризма.
45-летняя уроженка Крыма Тамара Любашкина, говорит, что она выросла в окружении антисемитизма и привыкла скрывать свое еврейство. «Я специально вышла замуж за нееврея, чтобы мои дети не страдали так, как страдала я. Сегодня я не стала бы так делать, ведь теперь еврейские корни только помогают».