Top.Mail.Ru

Североафриканский кризис

07.10.2002

После изгнания из Испании в 1492 году некоторые евреи переправились через Гибралтарский пролив в два города-крепости, основанных Испанией в Северной Африке: Сеуту и Мелилью. Теперь их потомки живут в анклавах на территории Марокко. Многие из них сейчас возвращаются в Испанию.

«Через 10 лет здесь, возможно, никого не останется», — говорит Месод Бенгио, еврейский торговец из Сеуты.

Евреи Сеуты и Мелильи достаточно мирно сосуществуют с христианами, мусульманами и небольшим количеством индусов. Исторические документы гласят, что евреи жили в Сеуте еще в XII веке. Еврейское присутствие в Мелилье начинается спустя несколько лет после изгнания испанских аристократов, имевших еврейских предков.

Общее население Сеуты — 70 000 человек, население Мелильи чуть меньше.

Еврейские общины городов весьма малочисленны: приблизительно 300 человек в Сеуте, около 800 — в Мелилье. Здесь еще функционируют сефардские синагоги, школы и кошерные мясные магазины. Еврейское население значительно сократилось с 1960х годов, когда в Сеуте проживало около 600 евреев, а в Мелилье — около 1 000. Теперь будущее общин находится под угрозой, в особенности после событий 11 сентября. Возобновление требований марокканского короля Мохамеда о суверенитете городов провоцирует мусульманскую молодежь на различные выступления. Так, в прошлом году яйца и бутылки обрушились на сефардскую синагогу Сеуты. На синагогах и церквях появились палестинские флаги и надписи, прославляющие Усаму Бен Ладена, а могилы еврейского кладбища Мелильи были осквернены.

Прошлым летом марокканские отряды заняли остров Перджил, расположенный недалеко от анклавов, однако были вытеснены испанскими солдатами. Марокко утверждает, что, если Испания хочет получить Гибралтар от Англии, удерживающей пролив начиная с XVIII столетия, Сеута и Мелилья должны отойти к Марокко. Сеутский еврей Джос Бенчимол говорит: «Кто знает, что случится через 10 лет?» Прогнозы достаточно мрачны.

«Истина состоит в том, что в ближайшие два года Сеута и Мелилья могут стать объектами войны или терроризма», — пишет один из комментаторов в испанской газете «Эль – Мундо».

Местные евреи настроены более оптимистично. «Марокко всегда принимало евреев», — говорит Бенчимол, в течение 12 лет являвшийся вице-президентом еврейской общины Сеуты.

Он отметил, что в Рабате, столице Марокко, «мирно проживает некоторое количество евреев, которые не получили никакого ущерба от интифады». Однако множество евреев, живущих сегодня в Сеуте и Мелилье, сбежали туда из Марокко после Шестидневной Войны 1967 года.

Бенчимол повторил частые утверждения испанских лидеров, что Сеута и Мелилья – примеры гармоничного сосуществования различных вероисповеданий. Однако он признал, что межэтническая гармония не распространяется на все население, а особенно — на мусульманскую молодежь, радикализировавшуюся после 11 сентября.

Главный раввин Мадрида Мош Бен Дахан – бывший житель Сеуты. Он уехал из Марокко после Шестидневной Войны 1967 года в возрасте 12 лет, после чего обучался в иешиве в Израиле, а затем переехал в Мадрид. Бен Дахан утверждает, что антисемитизм в Сеуте и Мелилье не имеет глобального характера. Все же он подтверждает, что жизнь общин анклавов истощается, в частности, по экономическим причинам. Экономика здесь зависит от туристической индустрии, торговых и правительственных субсидий. «Евреи переезжают в большие города: Мадрид, Малагу и Барселону, где существуют большие возможности для самореализации людей с образованием, — подчеркивает раввин. — Молодые люди уезжают, а старые умирают».


Дана Михальская

{* *}