Издательская компания «Бертельсманн», среди других крупнейших всемирных издательств, признала свои связи с нацистским режимом и заявила, что официальные данные о том, что «Бертельсманн» оказывала сопротивление, неверны. Представители «Фон Хольцбринк», второго по величине немецкого издательства, сообщили, что также начали проводить расследования своего прошлого.
Как и «Бертельсманн», «Фон Хольцбринк» расширилась после войны и теперь имеет филиалы в США, Англии и Швейцарии. Представители «Фон Хольцбринк» признают, что основатель издательства, Георг фон Хольцбринк, присоединился к Нацистской партии в 1933 году, когда к власти пришел Адольф Гитлер. Эти открытия создали некоторую сенсацию, потому что фон Хольцбринк после Второй мировой войны имел репутацию друга Израиля, который оказывал поддержку еврейским лидерам и предоставлял финансовую и прочую помощь многим учреждениям Иерусалима. Он привлек к сотрудничеству издателей из Соединенных Штатов, Англии и Швейцарии.
Престиж издательства подчеркнут списком авторов: Борис Пастернак, Томас Манн, Жан-Поль Сартр, Эрнест Хемингуэй.
Вопрос, в какой степени компания «Фон Хольцбринк» поддерживала нацистов и использовала ли силу подневольных рабочих, находится сейчас в поле исследования. Представители компании сообщают, что исследование проводится независимым экспертом, который закончит работу приблизительно за один год. Издательство отказывается назвать его имя или предоставить любую информацию о нем. Исследование заказано 39-летним сыном фон Хольцбринка Стефаном, который ныне является президентом компании. Старший фон Хольцбринк умер в 1983 году.
Представительница компании, Хельга Конрад, сказала, что исследователям обещана полная независимость и полное сотрудничество со стороны компании, включая доступ ко всему ее архиву. Результаты исследования будут опубликованы в общественном годовом отчете.
Комиссия обнаружила, что Мон был членом группы, которая поддерживала нацистскую полицию СС ежемесячными пожертвованиями, а также помогала другим нацистским структурам. |
Сейчас в состав компании входит пять издательств в Германии, включая группу «Macmillan» в Англии и два нью-йоркских издательства. Немецкие эксперты пока воздержались от комментариев, но некоторые полагают, что полученные сведения будут сходны с открытиями этого месяца, сделанными при расследовании прошлого компании «Бертельсманн» — конкурента «Фон Хольцбринк» в Германии.
«Бертельсманн» подтвердила в этом месяце, что использовала связи с нацистским режимом на пути от провинциального издателя лютеранских книг до массово-рыночного издателя.
После войны издательство стало одной из крупнейших всемирных империй СМИ в Европе и Соединенных Штатах. Компания подтвердила свое прошлое после пятилетней экспертизы исторической комиссии, в составе которой был американский историк Сол Фридлендер (Saul Friedlander) из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса.
Комиссия опровергла утверждение о том, что Генрих Мон, глава компании в военный период, был в противником Гитлера и пережил неприятности, издавая запрещенные тексты. Комиссия обнаружила, что Мон был членом группы, которая поддерживала нацистскую полицию СС ежемесячными пожертвованиями, а также помогала другим нацистским структурам. «Бертельсманн» никогда не присоединялась к нацистской партии, однако, по сообщению комиссии, основное ее благосостояние было нажито на издании героической литературы для нацистских солдат. Так, издавались книги с названиями «Бомбардировщики в Польше» и «День и ночь против врага». Было опубликовано более 19 миллионов копий этих книг. Комиссия не нашла никаких доказательств того, что Бертельсманн использовал рабскую силу на ферме в Гютерслохе, но сообщила, что в работе печатного дома в Литве использовался труд рабов.
Бертельсманн пытался компенсировать свое прошлое. Он был инициатором того, чтобы выступить среди 6,000 немецких компаний, скоординировавших свои усилия в 2000 году для выплаты компенсационных 4.5 миллиардов $ чернорабочим, угнанным в Германию. Комиссия по расследованию заключила, что подход Бертельсманна в течение нацистской эры был продиктован коммерческими соображениями. Издатели стали одними из последних в веренице немецких компаний, которые были вынуждены столкнуться с трудной правдой о деятельности своих организаций в военное время. Среди таких компаний уже были ведущие банки и автомобильные производители страны.