· Супружеская пара, потерявшая на войне своего сына, предъявляет иск Армии обороны Израиля. Им не было сообщено, что они могут извлечь сперму из тела своего сына и заморозить ее, чтобы в будущем получить возможность использовать ее.
· Верховный суд удовлетворил иск матери извлечь и сохранить сперму ее единственного сына, убитого в результате теракта.
· После юридического процесса женщина из северного Израиля родила близнецов от спермы своего мужа, умершего от рака.
Все три случая произошли в прошлом году, хотя технологии, примененные в их процессе, появились в науке достаточно давно. Возможность сохранять сперму существует уже в течение нескольких десятилетий. В Израиле существует 13 банков спермы, в которых сохраняется донорская сперма. В такой банк могут обратиться женщины, не имеющие партнера, или женщины, чьи партнеры бесплодны.
В то же время человек может сам заморозить сперму в специальном контейнере, используя жидкий азот, и сохранять ее дома, а не в банке. Однако вопрос об использовании замороженной спермы подчеркивает тот факт, что технологические изобретения в области генетики и размножения опережают готовность общества принять их. Общественное же мнение основывается на вопросах этики, веры и религии, юридических, социальных, психологических и других аспектах, значимых для индивидуума и для человечества в целом.
Комитет Кнессета по правам человека собирается вынести на обсуждение вопрос об использовании замороженной спермы в особом контексте. На данный момент существует предложение создать при финансировании правительства специальный банк спермы для солдат.
«В последнее время зарегистрировано повышающееся число запросов от членов семей об использовании сохраненных человеческих репродуктивных ячеек и тканей ради сохранения рода», — сообщает поверенный Ирит Розенблюм членам Кнессета.
Проект, предложенный организацией «Новая Семья», которую возглавляет Розенблюм, мог бы обеспечить решение этого вопроса. Если солдату причинен ущерб в результате болезни или ранения, полученного на военной службе, или в случае гибели солдата при исполнении служебных обязанностей, государство финансирует стоимость замораживания спермы до достижения солдатом возраста 45 лет. Однако если бесплодие не является прямым результатом болезни или ранения, даже полученного в течение срока службы, члены семьи имеют право заморозить сперму только за свой счет.
В существующей юридической ситуации человек может сохранять сперму за свой собственный счет, но ее использование при этом ограничено.
Национальные инструкции, предоставляемые системой здравоохранения, — единственное законодательство, которое имеет дело с данным вопросом. Оно предусматривает, что яйцеклетка может быть оплодотворена только анонимным донором или спермой мужа женщины.
Однако женщина из северного Израиля, муж которой умер от рака, добилась при вмешательстве окружного суда Хайфы от министерства здравоохранения позволить ей использовать сперму из банка и позже — от министерства внутренних дел — зарегистрировать близнецов как детей их биологического отца.
Для использования спермы солдата необходимо его согласие. Солдат сможет дать свое согласие, подписав специальную форму. Этот документ будет включать инструкции относительно использования спермы. Сперма солдата, замороженная без всяких инструкций для ее использования, будет уничтожена после его смерти.
Сперма может быть использована только одной женщиной. Число детей, которые могут быть рождены в результате, ограничено двумя.
Если у солдата была партнерша на момент его смерти, использовать сперму может только она. В случае с солдатом, разрешившим использовать сперму, но не имевшим партнерши и не оставившим прямого завещания, родители погибшего смогут использовать сперму для оплодотворения женщины, которая будет признана матерью после рождения ребенка, при этом родители солдата будут признаны бабушкой и дедушкой. Использование спермы близкими родственниками (мать, сестра, дочь) солдата будет запрещено.
Ребенок будет считаться потомком солдата Армии обороны, если он рожден в пределах двух лет после смерти солдата, и будет иметь право на все льготы, предоставляемые потомкам солдат Армии обороны.
Опрос, проведенный институтом геокартографии, показал, что 60 % из 550 опрошенных поддержали идею создания подобного банка. Однако многие врачи, социологи и эксперты по этическим нормам не согласны с этим предложением.
В то время как организация «Новая семья» поддерживает идею банка спермы как выражение права индивидуума принимать решения относительно своего тела согласно основному Закону о человеческом достоинстве и свободе, доктор Кармель Шалев считает, что, напротив, таким образом человек лишается свободы!
Шалев, исследователь по этике и здравоохранению в Институте исследований по политике и здоровью в Медицинском центре Тель ха-Шомер, заявил полгода назад на симпозиуме по использованию спермы индивидуума после его смерти: «Индивидуум — не владелец спермы или яйцеклетки. Завещание спермы не эквивалентно завещанию собственности. Сперма — не договорной товар». Шалев считает, что, если у солдата не было партнерши, которой он разрешил использовать сперму, то возникает опасность, что родители, вдохновленные желанием увековечить своих детей, могут эксплуатировать женщин.
«Каковы будут отношения между матерью ребенка и бабушкой и дедушкой, если женщина зависит от родителей солдата экономически? Совершенно ясно, что экономическое или эмоциональное давление будет применяться по отношению к женщине, чтобы заставить ее согласиться на то, что не входит в ее реальные интересы. В случае с молодым солдатом, имеющим подругу, последняя также будет ощущать обязательство сотрудничать с родителями, понесшими тяжелую утрату. В конце концов, разве возможно рождение ребенка приравнивать к установлению памятника?!»
Шалев считает, что право распоряжаться спермой человека после его смерти не расширяет его права, а ущемляет их. При жизни это происходит с его ведома, а после смерти спросить некого…
С точки зрения еврейского законодательства, в поднятом вопросе есть четыре проблематичных момента:
Статус ребенкаНекоторые раввины постановили, что статус ребенка, рожденного таким образом, приравнивается к статусу ребенка, не имеющего «юридического» (hалахического) отца. Схожая ситуация возникает, когда отец ребенка неизвестен, или когда отец нееврей. hалаха не предъявляет «еврейские» требования к нееврею, в частности, еврейский статус отцовства.
Хранение спермыПоложение о сохранении спермы вызывает множество дискуссий и среди раввинов. Главный Раввин Элияhу Бакши-Дорон постановил, что единственно возможный вариант хранения спермы — лишь репродуктивные цели, а не сохранение с возможным использованием. Другие раввины не согласны с идеей банка спермы вообще. Они считают, что рождение детей — привилегия родителей при их жизни. Основа этого мнения — религиозные, моральные и юридические факторы.
Хранение спермы после смерти человекаСуществуют также различные мнения относительно использования спермы индивидуума после его смерти. Раввин Игаль Шафран, глава отдела медицины в Главном Раввинате, заявляет, что это является непозволительным использованием тела умершего и потому запрещено.
психологический фактор Доктор Мордехай Гальперин, раввин и гинеколог, специализирующийся по этическим вопросам, считает важным обратить внимание на психологический фактор — фактор деморализации, который может повлиять на молодого солдата, когда его просят внести его сперму на призыве, и он подписывает разрешение использовать ее после своей смерти. Лишнее напоминание о смерти перед выходом в бой деморализует солдата. Доктор Рут Ландау, исследователь в области этики, старший лектор в социальной школе работы Еврейского Университета Иерусалима также выступает против этой идеи: «Я ошеломлена идеей, что государство будет тратить значительное количество общественных денег, чтобы исполнить желание индивидуума родить детей, в то время как оно неспособно побеспокоиться о потребностях уже рожденных детей!», — говорит Ландау.