Российский пивоваренный завод № 1 намеревается выпускать кошерную продукцию. Две недели назад главный раввин России Берл Лазар участвовал в своеобразной экскурсии по заводу компании “Балтика” в Санкт-Петербурге. Гидом выступил лично президент компании Таймураз Боллоев, который обсудил с раввином вопросы сертификации многих лейблов “Балтики”. Лазар отметил возрастающий интерес российских производителей к выпуску продуктов, сертифицированных знаком кошерности.
“Хотя он и не еврей, у него тесные отношения с еврейской общиной, и он причисляет нас к своим лучшим друзьям. Он уверен, что после введения в практику кошерного сертификата улучшится не только производство и качество товара, но и имидж компании”, — сказал Лазар о Баллоеве.
Представитель компании “Балтика” Алексей Кедрин считает, что ныне существующее пиво должно быть сертифицировано главным образом для экспорта за границу. “Не секрет, что главным рынком для кошерного пива станет Израиль, государство, которое на данный момент импортирует около 15 % “Балтики” и является вторым из самых крупных экспортных рынков компании после Латвии”, — сказал Кедрин. “Израиль является домом около миллиона русскоговорящих израильских граждан, которые ценят эту марку”, — сказал Лазар.
По словам аналитика по спиртным напиткам “Ренессанс капитала” Натальи Загвоздиной, в этом году экспорт “Балтики” возрастет на 10 % от общего выпуска, а израильский рынок принесет выгоду в 11 миллионов долларов.
Сертификат кошерности имеет огромное значение для очень чувствительного израильского рынка. “Люди в Израиле часто очень осторожны в выборе продуктов питания из-за их кошерности, — заявил один из представителей Израиля. – Некоторые даже не прикасаются к еде, пока их супруги не проверят кошерность продуктов по 20 раз”.
Не только пиво, но даже и водка может быть поставлена под сомнение согласно законам кашрута. Основные ингредиенты для обоих напитков кошерны, но определенные экзотические добавки и ароматизаторы не соответствуют кошерности. “Многие религиозные евреи употребляют пиво или водку, зная, что они более или менее кошерны, несмотря на то, кто их произвел, — говорит Алик Калмик, заместитель главы российско-израильской торговой палаты в Москве. – Но, как бы то ни было, сертификат кошерности — всегда плюс для потребителей”.
В России только 5-7 % евреев придерживаются законов кашрута, в основном, из-за отсутствия кошерных продуктов. Берл Лазар говорит: “Выпуск кошерных продуктов в новинку для России. Этот процесс начался всего года полтора назад”. Главный раввин всеми силами способствует появлению кошерных продуктов в России. В начале этого года во многом благодаря ему открылась компания под названием “Кошерная Россия”. “В течение нескольких лет это дело не принесет никакой выгоды, — сказал Лазар, — но если заинтересованность других компаний в нас возрастет, оно может стать источником дохода для нужд еврейской общины”.
Процесс сертификации, которым займется “Балтика”, таков: раввины будут проверять завод и ингредиенты, которые используются в продукции, а также давать рекомендации по кошерности продуктов. Когда завод согласится с предложениями, можно будет считать его продукцию сертифицированной по законам кашрута. Затем должен приехать Машгиах –человек, занимающийся законами кошерности. “Только он может открыть завод”, — заявил Лазар.
“Балтика” пока не назначила конкретной даты для выпуска первой партии кошерного пива. Некоторые страны уже в течение нескольких лет выпускают кошерную алкогольную продукцию. В Соединенных Штатах Anheuser-Busch Co., производитель пива Budweiser, в 1998 году сертифицировала более 40 % из предлагаемого ассортимента товаров. Coors стал первым кошерным пивом США в начале 1990-х, после чего его продажа резко увеличилась.
Некоторые малые пивоваренные заводы всегда были кошерными, например, Shmaltz (Калифорния). Пивовары предлагают специальную серию под маркой Иврит, избранное пиво с такими брендами, как Genesis Ale и Messiah Stout. На бутылке Messiah Stout написано: “Пиво, которого вы ждали”.
Российские компании к этому процессу приобщаются не торопясь. Фабрика “Ударница” стала выпускать кошерную продукцию 3 года назад. Но количество кошерных ресторанов остается мизерным. Один из подобных ресторанов Na Monmartre недавно был вынужден закрыться из-за того, что торговый центр, где ресторан арендовал помещение, обанкротился. Другой ресторан, “Кармель” на Тверской-Ямской, закрылся на ремонт. Но даже если бы он и был открыт, он бы не предложил ни одному религиозному посетителю обед, соответствующий правилам кошерности. Единственный кошерный ресторан действует в Московском еврейском общинном центре. Но община с оптимизмом смотрит в будущее.