Может показаться абсурдом, что человек, совершавший преступления против человечности, может быть признан "праведником народов мира" даже в том случае, если он в какой-то момент спас от верной гибели талантливого пианиста. Однако некоторым это абсурдом вовсе не кажется, а наоборот представляется совершенно справедливым: сын Владислава Шпильмана, еврейского пианиста, спасённого германским офицером из Варшавского гетто, уже много лет продолжает требовать присуждения спасителю своего отца этого высокого звания. "Данный случай не так-то прост, — замечает председатель специальной комиссии израильского музея Катастрофы и героизма европейского еврейства ("Яд ва-Шем") — Ведь этот офицер германской армии был впоследствии осуждён за военные преступления". Однако сторонники противоположного мнения не ослабляют своих усилий: известный американский режиссёр Роман Полянский снял мелодраматический фильм, посвящённый этому событию, Шпильман-сын публикует в Израиле выдержки из дневника немецкого офицера, могущие свидетельствовать о его антинацистских настроениях.
Интересно, что сам Шпильман-отец никогда, вплоть до своей смерти около двух лет назад, не требовал присуждения офицеру вермахта Хозенфельду, вытащившему его из гетто, звания праведника. Только проживающий в "обновлённой Германии" сын пианиста продолжает настойчиво добиваться восстановления, как ему представляется, попранной справедливости. Решения советского военного суда, признавшего Хозенфельда виновным в совершении военных преступлений в период подавления польского восстания, он считает грубой фабрикацией, — для него, впрочем, достаточно и того, что Хозенфельд спас его отца-еврея.
К сожалению, приходится констатировать, что вопрос присуждения в Израиле звания "праведника" всё больше и больше становится ареной игры на поле национальных и религиозных имиджей, никакого отношения к истории спасения обречённых нацистами не имеющий, по стилю скорее напоминающий методы американского политического лоббизма. Авторитетная израильская комиссия находится буквально под прессом давления самых разных сил, в последнее время пытающихся воздействовать на процесс принятия её решений посредством СМИ, а также через судебные органы.
Так, община выходцев из пограничного между Польшей и Украиной городка Людмир подала иск в израильский суд с требованием лишить одного из лауреатов звания "праведников народов мира" — г-на Веремчука — этого звания. Как они теперь утверждают, эта история им не знакома. Они считают, что количество спасшихся людмирских евреев им известно совершенно точно и оно равно 88 человекам, успевшим сбежать к партизанам. Ни самого Веремчука, ни тех людей, которых он спас, они, по их словам, не припоминают. По поводу этой судебной тяжбы представитель комиссии Яд ва-Шем г-н Шалев замечает: "Присуждение звания (цадика народов мира) было основано на письменных документах, хотя и были допущены определённые процедуральные небрежности в том, что свидетельства самого человека, спасённого Веремчуком, были подшиты к делу не сразу, а позднее. В любом случае совершенно ясно, что он (Веремчук) сражался в рядах партизан (будучи ещё несовершеннолетним), поэтому нам не совсем ясно, откуда такой силы ненависть его современных преследователей". Г-н Веремчук, как показывают документы, действительно был связным в партизанском отряде.
Роль людей, оказывавших всемерное содействие обреченным оккупантами на верную гибель евреям трудно переоценить. Статистика Холокоста показывает, что на тех оккупированных германской армией территориях, где уровень коллаборационизма был высок, процент евреев, которым удалось избежать уничтожения, был крайне низок — как, например, в Прибалтике. Напомню, что СССР — был единственной страной, принимавшей в то время евреев безо всякой юридической волокиты (имеется в виду территории, воссоединённые с республиками УССР и Белорусской ССР). Общее число их составило более 1 миллиона. Причём, среди них были как те, которые уже проживали на территории западной Украины и Белоруссии, так и те, которые в массовом порядке бежали из германской зоны оккупации в советскую.
До конца 2001 года звание "праведника народов мира" всего получили 19 141 человек. Каждый год подаётся около 900 заявок из которых необоснованными признаются примерно 20%.
Вот критерии, согласно которым специальная комиссия музея и института "Яд ва-Шем" в Иерусалиме рассматривает заявки на присуждение этого звания: 1) спасённый должен быть евреем, 2) человек, его спасший — должен быть неевреем, 3) спасение не должно быть связано с получением за это взятки или другой материальной выгоды, 4) предполагается, что спасавший рисковал своей жизнью, в противном случае звание присуждено не будет, хотя данный человек будет отмечен особой благодарностью. Достаточно свидетельства о спасении хотя бы одного еврея от рук нацистов. Кроме того, должен иметься в наличие хотя бы один источник, устное свидетельство или документ, не являющийся свидетельством только лишь самого человека, спасшего еврея в период нацистских преследований. При этом самого этого человека может уже не быть в живых. В таком случае звание может быть присуждено посмертно.
В сложных случаях комиссии приходится разрешать, например, вопрос в ситуации, когда вознаграждение было не материальным, а носило характер сексуальной услуги. В этом случае комиссия склоняется к тому, чтобы всё же присудить звание праведника, но только в том случае, если такое "вознаграждение" не было условием, поставленным заранее. Дело в том, что во многих спорных случаях речь фактически идёт о парах влюблённых, один их которых, нееврей, рисковал, чтобы сохранить жизнь своему возлюбленному. Некоторые из этих пар впоследствии создали семьи — в данном случае критерий комиссии состоит в том, чтобы присуждать звание праведника только тем из неевреев, спасших своих будущих супругов, которые, по крайней мере, участвовали в спасении и других членов семьи супруга.
Почти пятнадцать лет назад на митинге при открытии мемориала уничтоженным в Дробицком яру харьковским евреям присутствовали как те, кому удалось спастись на оккупированной немцами территории, так и ветераны ВОВ и различные общественные деятели. Евгений Евтушенко тогда же впервые прочёл свои новые стихи, посвящённые этим трагическим событиям. Разыскали и старушку, жительницу близлежащего украинского села, одну из тех, которая укрывала в своём доме бежавших из гетто евреев. Укрывала — рискуя жизнью не только себя, но и своих собственных детей. Не уверен, что она получила в итоге звание праведницы народов мира, и если нет — надеюсь, что её упоминание в моей заметке позволит восстановить справедливость хотя бы частично.