Top.Mail.Ru

В поисках прошлого

29.11.2002

Литовское правительство объявило о вознаграждении. Оно будет выдано тем, кто сможет предоставить информацию о нацистской деятельности, чтобы расследовать возможные военные преступления, совершенные в двух деревнях страны.

В июле центр Симона Визенталя провел операцию «Последний шанс». По этой программе 10 000 долларов выделяются для вознаграждения за информацию, которая способствует тому, чтобы военные преступники понесли наказание за нацистские преступления. На прошлой неделе гражданин Литвы в телефонном разговоре с Людвикасом Сабутисом, заместителем генерального прокурора Литовской службы расследований, назвал имена подозреваемых в участии в убийстве, по меньшей мере, 20 евреев, которое произошло в 1942 году в деревне Сейрихай на юге Литвы. Предполагается, что немецкие солдаты убили евреев при содействии местных жителей.

Литовские прокуроры сказали, что один из подозреваемых, обвиняемый в военных преступлениях в советский период, умер в Сибири, а второй эмигрировал в Соединенные Штаты и, возможно, также уже скончался.

Прокуроры добавили, что также начато расследование по массовому уничтожению евреев в Груздзиае, расположенном в Северной Литве.

Известный охотник за нацистами Эфраим Зурофф, директор центра Симона Визенталя в израильском офисе, сказал, что в результате программы были выявлены имена 47 военных преступников, подозреваемых в совершении преступлений в Литве, трех — в Эстонии и одного — в Латвии.

Во время войны в Литве и Латвии погибло 94% евреев. Историки говорят, что число уничтоженных было бы гораздо меньше, если бы не участие местных жителей. Характерно, что никто из тех, кто предоставлял сведения, не требовал вознаграждения. Об этом сообщил Симонас Альперависиус, глава литовской еврейской общины, принимавший звонки от информантов.

Во время войны в Литве и Латвии погибло 94% евреев. Историки говорят, что число уничтоженных было бы гораздо меньше, если бы не участие местных жителей.


Зурофф ожидает, что сведения продолжат поступать.

На прошлой неделе, он дал объявление в одном из наиболее крупных ежедневных изданий. «Евреи Литвы не исчезли! Их убивали в Вильнюсе, Каунасе, Шяуляе и сотне других мест!» — гласит текст, сопровождаемый черно-белой фотографией.

Подобный процесс начался и в Латвии в связи с массовым убийством 30 000 евреев в Румбуле, и в Эстонии, где множество евреев было уничтожено перед окончанием войны. Прокурор Литвы по особо важным делам Римвудас Валентукевисиус в прошлом месяце сказал Зуроффу, что приблизительно 20 % из 97 подозреваемых латышских приспешников нацистов находятся за границей.

Балтийские нации откладывают возмездие за военные преступления. После обретения независимости Литвой в 1991 году несколько человек в 80х и 90х годах были обвинены по подобным делам, но только один был осужден. В Латвии и Эстонии ни один из бывших нацистских преступников не попал в заключение. Прокуроры подчеркивают, что сейчас, спустя 60 лет после Холокоста, все еще невозможно найти свидетелей и доказательства.

Марк Левин

{* *}