Top.Mail.Ru

Китай — дело тонкое

06.12.2002

По словам представителей министерства культуры, выставку отменили по причине политических пристрастий Эйнштейна. Религиозный аспект не имеет к этому никакого отношения. Согласно китайским источникам, проблема состояла в комментариях, прилагающихся к выставке, которые были подготовлены Иерусалимским университетом. В одном из параграфов комментариев сказано, что Эйнштейн в 20-е годы был сторонником сионизма.

Израиль был одним их тех немногих государств, которые добивались признания Китайской народной республики в 1950 году, а Китай с самого начала занимал позицию нейтралитета в арабо-израильском конфликте, только в 60-м году предложил поддержку ООП, после чего последовал разрыв Китайско-Советских отношений. Но, несмотря на продолжающиеся хорошие отношения с Израилем (включая консульское представительство в Шанхае), упоминание о сионизме Эйнштейна поставило китайское правительство в потенциально запутанное положение. Позиция Китая по отношению к палестинским территориям основана на политических соображениях. Эта позиция скорее антиимпериалистическая, нежели антисемитская. Хотя этот вопрос может быть и спорным, но точно известно, что китайцы всегда относились более толерантно и терпимо к евреям и другим национальным меньшинствам, нежели другие восточные народы и даже США.

Евреи впервые появились в Китае в VII веке и многие обосновались в Гуанчжоу. Во время правления династии Чин (1115-1234) Китай мог похвастаться приличным количеством еврейского населения, большая часть которого переместилась в настоящее время в Кайфенг, столицу северо-сунской эпохи империи Сун (960-1127). В XV веке около тысячи преуспевающих еврейских купцов и банкиров вместе со своими семьями обосновались в Кайфенге. Там они обладали такими же правами и привилегиями, как китайцы, могли вести повседневную жизнь без каких-либо ограничений и свободно посещать синагогу. О существовании и важности этой крупной еврейской общины можно узнать по надписям на трех сохранившихся стеллах, датируемых тем периодом. Сейчас они демонстрируются в городском музее Кайфенга.

В 1615 году иезуитский священник Маттео Риччи записал в своем дневнике впечатления от встречи с евреем из Кайфенга, когда он ехал в Пекин для получения Imperial Examinations. По словам Риччи, мужчина был израилитом и соблюдал старинные еврейские законы. Он рассказал Риччи, что в кайфенгской синагоге хранятся пять свитков Книги Моисея. Он также сказал, что в Китае есть еще более массовые поселения евреев.

В 1644 году, в тщетной попытке защитить город от вторжения Маньчжоу, старейшины города решили открыть дамбу. В результате погибло 300 тысяч людей, вода разрушила многие здания, в том числе и синагоги. Хотя синагоги были вновь воздвигнуты, они подверглись разрушению во время наводнения в середине XIX века. Говорят, что мусульманский центр Dong Da Mosque, основанный в 1922 году после очередного крупного наводнения, был построен из камней, оставшихся после разрушенной синагоги.

В Кайфенге сейчас проживает несколько сотен евреев. Китайское правительство признало евреев как официальную этническую группу и планирует восстановить синагогу. На недавней выставке на тему Холокоста в шанхайской библиотеке была рассказана история Хо Фенгшана, которого иногда называют “китайским Шиндлером”.

В 1938-40-х годах доктор Хо был генерал-консулом в Вене, а после захвата Австрии Гитлером выдал тысячам еврейских семей визы на выезд в Шанхай, что позволило им получить разрешение от нацистского правительства покинуть Австрию. После чего некоторые отправились в другие страны, а некоторые обосновались в Китае. Сам Эйнштейн посетил Шанхай в 1922 году, через год после основания Китайской компартии.

Марина Костылева

{* *}