Один из них – возврат в Россию Смоленских архивов. Архивы, попавшие в конце войны в руки американских солдат, содержат большое количество советских документов, захваченных нацистами в 1941 году. Другой шаг — решение федерального суда Калифорнии удовлетворить иск американской гражданки против Австрии. Она ходатайствовала о возврате картин, утерянных членами ее семьи в период Катастрофы. Эти события отчетливо демонстрируют, что процесс возвращения имущества, утраченного во время Мировой войны, его законным владельцам несколько упростился. При этом возникают некоторые трудности, особенно в отношении культурных ценностей, украденных нацистами у евреев.
Возврат документов в Смоленск стал определенным признанием значительного вклада России в международные действия по реституции произведений искусства. В 2000 году российские суды получили разрешение принимать к производству дела о произведениях искусства, захваченных нацистами. В прошлом году Россия подписала соглашение об участии в научно-исследовательском проекте американской некоммерческой группы. Проект заключается в совместной работе с музеями и экспертами – искусствоведами для обеспечения возврата произведений искусства, отобранных у жертв Катастрофы. Теперь этот процесс будет осуществляться и в России.
Цель его — призыв всех стран к соблюдению вашингтонских принципов, стандарты которых с 1998 года распространяются более чем на 40 стран и предусматривают точные и быстрые решения в случаях возврата произведений искусства, разграбленных во время Катастрофы. Тем не менее, калифорнийский судебный процесс показал, что, несмотря на то, что прошло уже более 50 лет после падения нацистского режима, существует еще множество проблем с возвратом произведений искусства. Это касается шести картин Густава Климта (в их числе и портрет Адели Блох-Бауэр, хранящийся в Австрийской национальной галерее).
12 декабря Австрия потерпела неудачу в попытке приостановить судебный процесс, инициированный 86-летней американской гражданкой, бежавшей от нацистов в 1942 году. Работы принадлежали ее дяде. В своем постановлении Апелляционный суд США заявил, что Австрия не может в данном случае отвергать иск американских судов, ибо интересы закона превыше неудобств вмешательства в дела зарубежной страны.
Другой случай имел место в Испании, где правительство отказалось передать одну из работ художника Камилле Писсаро калифорнийской семье, хотя ее представители располагали необходимыми документами. Венгрия также сопротивлялась внедрению вашингтонских принципов для разрешения конфликтов, в частности, по поводу картин из коллекции барона Маурице Герцога, которые в настоящее время находятся в венгерских музеях. Иск был предъявлен американским гражданином.
Решение все этих проблем возможно в ближайшем будущем: Европарламент запланировал слушание в Брюсселе в следующем году, на котором предполагается рассмотреть принятие единого для Евросоюза закона о произведениях искусства. Этот закон поможет разрешить текущие несоответствия.