Top.Mail.Ru

Катастрофа в кино

14.02.2003

Эта тенденция нашла свое выражение и в Лос-Анджелесе, где в течение одного вечера были показаны три фильма, посвященных теме Катастрофы.

Фильм Коста-Гавраса «Амен» рассказывает о молчании Ватикана относительно убийства 6 миллионов евреев.

«Слепая точка: секретарь Гитлера» – полуторачасовой документальный фильм, в котором Траудл Юнге, личный секретарь фюрера в период с 1942 по 1945 годы, раскрывает повседневный, бытовой образ человека, ужасавшего весь мир.

Французский фильм «Б-г велик, а я нет» Паскаля Бейли устремлен в настоящее и повествует о превратностях межкультурного диалога. На протяжении всей картины зрители могут почувствовать, что режиссер — сын людей, уцелевших после Катастрофы.

Одновременный показ трех фильмов в целом носит случайный характер, однако отражает общую тенденцию, характерную для киноиндустрии, телевизионных передач, литературных произведений и научных исследований. Эта тенденция заключается в использовании Катастрофы в качестве основного драматического узла.

Одно из объяснений этому явлению дает Коста-Гаврас, создатель таких политических триллеров, как «Z», «Период блокады», «Потеря» и «Музыкальная шкатулка».

«Каждый год мы открываем для себя что-то новое об этом периоде, — говорит Коста-Гаврас. — Каждый автор в каждом новом поколении пытается вновь осознать, как цивилизованная страна оказалась способна создать фабрику убийства. Другие страны, оккупированные нацистами, также приняли участие в этом, что вызывает наш пристальный интерес».

Главный герой в «Амен» — офицер, фигурирующий под именем Доктор. Прототипом этого героя стал доктор Джозеф Менгеле, известный в Аушвице под именем Ангел Смерти.

Он — единственный сугубо отрицательный персонаж в кинофильме, поскольку наиболее циничными людьми среди нацистов были врачи, считает Коста-Гаврас: «Они были обучены оказывать помощь людям, но использовали свои умения, чтобы уничтожать их».

Сравнительно недавно в фильмах, посвященных Второй мировой войне, появилась тенденция пристального изучения самой личности Гитлера.

В «Слепой точке» секретарь Гитлера вспоминает о непомерной чувствительности своего босса, который не мог созерцать даже мертвые цветы в своей комнате.

Дилемма «очеловечивания» Гитлера, появившаяся в ряде фильмов, вызывает бурные дискуссии. Роберт Лифтон, профессор психиатрии в Гарварде, говорит: «Гитлер олицетворяет зло в чистом виде, и мы воспринимаем его как нечеловека. Но на самом деле то, что воспринимается нами как абсолютное зло, занимает и увлекает нас».

Марк Левин

{* *}