Top.Mail.Ru

Украшение для робота

01.05.2003

После того, как всемирно известная компания «Кока-Кола» выпустила новую рекламную игрушку и провела ее презентацию в Гонконге, местный раввин указал на то, что изделие с двух сторон украшено… свастиками.

Две свастики «украшают» игрушечного робота с безобидным названием «Робовару». Компания предложила в качестве одного из своих символов статуэтку «Робовару», входящего в серийный набор «Робокон», запущенный в производство в Японии около трех десятилетий назад.

Символы и впрямь выглядят похожими на нацистские эмблемы, одновременно они напоминают распространенный в Азии буддийский знак.

Человеком, высказавшим по этому поводу свои претензии, оказался раввин синагоги «Охель-Леах» Яаков Кирмейер (Yakkov Kermaier), который, впрочем, допускает, что использование свастики могло произойти по ошибке.

Тем не менее, Кирмейер назвал игрушку «неприемлемой» для современного общества, ибо на изделии изображены очертания эмблемы, которая является своего рода олицетворением убийства шести миллионов евреев.

Представитель компании «Кока-Кола» Келли Брукс в ответ сообщила о том, что презентации «Робовару» будут прекращены. «Мы весьма сожалеем о любом неправильном понимании значения нашей продукции», — заявила она, отметив при этом, что серия «Робокон» появлялась на телевидении в течение многих лет, в том числе и в Гонконге.

Раввин Яаков Кирмейер также заметил, что нацистская свастика легко может быть спутана со свастиками буддийскими. Дженнифер Хан (Jennifer Chan), представительница Международной ассоциации анимации, занимающейся продажей прав на «Робокон» и работающая с компаний «Кока-Кола» в области производства игрушек, сообщила, что данные символы были разработаны автором и «с какой-либо организацией или религией не имеют ничего общего».

Использование символа свастики достаточно распространено в современном искусстве. Свастику нередко можно обнаружить на различных произведениях молодых авторов, что также вызывает многочисленные споры и дискуссии. При этом следует отметить, что появление свастики на игрушках, а также в рекламных ролика является, видимо, случаем более серьезным. В определенном контексте, речь здесь идет о формировании сознания, и интерес к эмблеме свастики может обернуться как в ту, так и другую сторону.















Марк Левин

{* *}