Top.Mail.Ru

Дорогами скорби

01.05.2003

Аврааму Херцлю Реджинино (Avraham Herzl Reginino) было всего восемь, когда вместе с другими 870 евреями его семья была отправлена из ливийской столицы Триполи в Италию. Там их продержали несколько месяцев, после чего разместили в концентрационных лагерях Берген-Бельзен (Германия) и Рейхенау (Австрия). Реджинино все еще с ужасом вспоминает день убийства своего старшего брата, которого лагерный охранник в холодную погоду раздел донага и поливал водой, пока тот окончательно не замерз.

Остальным членам семьи удалось спастись лишь благодаря случайности. «Моя мать встретила одну американку и сказала ей, что мы — британцы. И нас отправили во Францию, где мы оставались до конца войны», — рассказывает Реджинино.

В те времена британские паспорта помогли спастись и вернуться в Ливию почти всем евреям из Триполи. Евреям же Киренаики (область на северо-востоке Ливии), тем не менее, пришлось пережить более тяжелую участь. Из приблизительно 2 600 евреев, направленных в принудительный трудовой лагерь Гиадо (Giado), что находился в 250 километрах южнее Триполи. Там от голода и болезней умерло 562 человека.

«Когда я упоминаю в аудитории о концентрационных или трудовых лагерях в Ливии, реакция присутствующих колеблется от удивления до недоверия», — говорит Яаков Хагияг-Лилаф (Yaacov Haggiag-Liluf) — историк, основатель Института по исследованиям ливийского еврейства

Хагияг-Лилаф принимал участие в церемонии, посвященной открытию мемориального павильона «Иехуда» в Ливийском центре наследия, установленного в сотрудничестве с музеем «Яд-Вашем». Здесь увековечены погибшие во время Второй мировой войны и жертвы массовых антиеврейских беспорядков, а также члены общины, погибшие в годы израильских войн. Хагияг-Лилаф надеется, что мемориал вызовет больший интерес к ливийскому еврейству эпохи Холокоста.

Большинство ливийских евреев репатриировались в Израиль после двух волн массовых беспорядков в 1948 и 1949 годах. Если не учитывать свидетельских показаний на судебном процессе по делу Эйхмана в 1961 году, евреи Ливии, сообщали свою историю очень неохотно. Сам Хагияг, прибывший в Ливию еще ребенком, начал заниматься этим вопросом лишь в 1990-е годы, после получения им докторской степени. В 1994-м он основал институт и с тех пор распространяет информацию по этому вопросу на семинарах и лекциях в школах и университетах. «Поначалу мне пришлось столкнуться с полным незнанием проблемы учителями истории, — вспоминает он.

Неудивительно, что многие израильтяне привычно полагают, что Холокост затронул лишь исключительно европейское еврейство. Доктор Ирит Абрамски-Блай (Irit Abramski-Bligh), исследовательница из «Яд-Вашем», приводит в качестве примера этой точки зрения процесс над Эйхманом: «Предложения евреев из Ливии и Туниса выступить на процессе в качестве свидетелей были отвергнуты несмотря на то, что две эти общины были включены в программу “Окончательное решение еврейского вопроса” и во время Холокоста потеряли, в общей сложности, около 1 000 человек. В это же время, представителям европейских еврейских общин — например, датской, из которой погибло около 40 евреев, —свидетельствовать на том процессе разрешили».

Бывший главный судья Верховного суда Габриэль Бах (Gavriel Bach), выступавший на процессе Эйхмана в качестве обвинителя, подобных запросов не припоминает: «Если бы запрос ливийских евреев о свидетельствовании мне был подан, я, конечно же, обязательно дал бы согласие».

Поворотным пунктом в таком отношении к еврейству Северной Африки стал 1997 год, когда Aбрамски-Блайс опубликовала свое исследование о судьбах ливийской и тунисской общин в эпоху Холокоста — в виде статьи в Энциклопедии Яд-Вашем.

Важным следствием анализа Абрамски-Блайс стало и признание за выжившими узниками лагеря Гиадо статуса уцелевших в результате Холокоста, которые имеют право на получение компенсации из фонда германского правительства. С другой стороны, значительная группа ливийских евреев, не получившая данного статуса из-за наличия у них британских паспортов все еще ожидает признания себя уцелевшими в Холокосте. «Мои братья много лет стремились получить компенсацию, но безуспешно, — говорит Реджинино. — Мы обращались к частным фирмам и адвокатам. Никто не ответил. Они уже потеряли всякую надежду».

В анализе содержится критика и в адрес руководителей ливийской общины, которые, по утверждению автора, «могли бы сделать больше в течение войны, вместо того, чтобы сидеть в Триполи, не зная ужасов лагеря Гиадо, где находились евреи из Бенгази и Киренаики».

Марк Левин

{* *}