Top.Mail.Ru

Возвращение к «истокам»

17.06.2003

Сегодня евреи греховны

совсем не своей бухгалтерией,

а тем, что растленно духовны

в эпоху обжорства матерей.


И. Губерман


В последние десятилетия политические карты в мире для еврейского народа легли благоприятно. Антисемитизм, казалось, ушел в прошлое; все, кто мог, от папы до государственных лидеров извинялись перед нами за проступки своих предков; всевозможные еврейские организации питаются государственными дотациями — причем, не только в Израиле. На какой-то момент возникла иллюзия «братства народов» и исчезновения «средневековых предрассудков»… Многие из нас бросились в дружески распростертые объятия…

Однако в последнее время нам напоминают… Про арабский мир уж и не говорю, но даже просвещенный, новый «старый свет» — и тот что-то перестал изнывать от декларативной любви к нам. «Ой, не шейте вы ливреи, евреи…».

Вот и родимый, еврейский Голливуд сказал свое веское слово…

Может, пора «возвращаться домой»? Может, мы забылись? Может, это намек свыше?


Йосеф Херсонский

Раввин Jewish.ru


P.S. Еврейский закон считает нежелательным упоминание имен некоторых, особенно тяжких грешников. Это негативно сказывается и на них самих (лишний раз подчеркивает факт преступления), и на упоминающих. Вместе с тем, материал будет непонятным без упоминания «главных героев». Поэтому «И.» в статье будет означать «иисус».

***

Эпиграф:


Царь-колокол безгласный, поломатый,

Царь-пушка не стреляет, мать ети;

и ясно, что евреи виноваты,

осталось только летопись найти.


И. Губерман


Новый фильм голливудской звезды Мела Гибсона под названием «Страсти» (The Passion) готовится к выпуску в следующем году и рассказывает о последних страданиях и смерти И. Однако очередная версия «страстей господних» стала причиной бурных эмоций и в мире человеческом. Не говоря уж о том, что «творение» Гибсона грешит бесчисленным множеством ошибок историко-теологического характера, оно, к тому же, отличается редкостным антисемитизмом. Когда с заявлением об этом выступили представители Комитета католических и еврейских ученых, Гибсон (актер и режиссер по совместительству) пригрозил подать на них в суд за клевету.

Специальный комитет американских епископов Секретариата по вселенским и межрелигиозным делам, в который входят католики и представители Антидифаммационной лиги, критикуя «Страсти», опубликовал в прошлом месяце 18-страничный отчет. Неизвестно, что именно движет создателем картины: собственная ли трактовка евангельского сюжета, жажда ли баснословных кассовых сборов, стремление ли к бешеной популярности… Авторов отчета волнует совсем не это: фильм, предупреждают они, неминуемо подстегнет рост антисемитских настроений в христианской среде, поскольку возрождает древнюю тему виновности евреев в убийстве «мессии». Стоит ли напоминать о том, что именно эта тема стала главной причиной гонений и уничтожения евреев в течение двух последних тысячелетий!

Группа из 9 католических и еврейских ученых из основных университетов Соединенных Штатов Америки, просмотрела копию сценария. Интересно, что один из специалистов, ведущий католический теолог, отнес сценарий к числу наиболее антисемитских документов, которые ему доводилось когда-либо видеть. Ученые полагают, что гибсоновская сцена распятия, помимо прочего, грубейшим образом нарушает основную доктрину римско-католической церкви о роли евреев в истории последних часов жизни И., которые в христианской традиции именуются «страстями господними».

По этому поводу Ватиканом выпускались даже специальные руководства о том, каким образом следует ставить традиционную сцену «страстей», эмоциональную драму, рассказывающую о распятии и обвинявшую в смерти И. не кого-нибудь, а евреев. В течение веков такие сцены становились причиной еврейских погромов.



Политические доктрины — вещь неустойчивая, и упомянутые инструкции подверглись за последние сорок лет не одному изменению. Ученые дали множество рекомендаций по изменению сцен, изображающих евреев и первосвященника Каифу в виде некоего мирового зла. 2 мая отчет был послан Гибсону и его компании «Icon Productions». Ответом стало письмо с угрозой подать в суд. Гибсон обвинил совет епископов, официальный орган римско-католической церкви, в использовании при аргументации… «украденного» сценария «Страстей». Не совсем, правда, ясно, каким образом совет епископов добыл оный сценарий и какая именно версия рассматривалась девятью учеными, пятеро из которых католики, а четверо — иудеи.

Фильм, снятый Гибсоном прошлой весной в Матере (Северная Италия), сейчас находится в Голливуде на стадии монтажа, и никто из ученых его, разумеется, не видел. Как бы то ни было, все они возмущены и обвинениями со стороны Гибсона не меньше, чем прочитанным сценарием.

«Зрители, не знакомые с католической интерпретацией Библии, покинут кинотеатры с уверенностью, что кровожадные, мстительные и ослепленные жаждой денег евреи ненавидели И.», — говорится в отчете.

Поднимается в отчете и вопрос о вероисповедании самого Гибсона. Актер исповедует традиционный католицизм, который построен на литералистском чтении нового завета и содержащем антисемитские пассажи, вроде навязшего на зубах обвинения евреев в убийстве И.

Отчет признает «трагическое воздействие «переигровки страстей» христиан на евреев в течение столетий»: «Мы знаем, что представление христиан о евреях как об “убийцах христа” являлось причиной погромов в течение многих столетий стало одной идеологических основ Холокоста. Возвращение к такого рода «истокам» в фильме Мела Гибсона чревато новыми вспышками антисемитизма, и беспокоит как католиков, так и евреев».

Авторы отчета полагают, что фильм появился в крайне опасную эпоху роста антисемитских настроений, охвативших Европу и исламский мир, и предлагают ввести в сценарий некоторые корректировки: «Мы понимаем, что изменения будут дорогостоящи и займут немало времени, но без этого фильм превратится в реальную угрозу и, наверняка, будет осужден как в католической, так и в еврейской среде».

Марина Костылева

{* *}