— У вас есть коврик для мыши?
— У нас есть даже тапочки для тараканов.
Анекдот
Дабы избежать недопонимания и обид сразу хотим сказать, что этот материал, хоть и основывается на реальных фактах, все же носит юмористический характер! Если мы и хотели посмеяться, то не над евреями-реформистами (упаси Б-же!), а над глупостью, приходящей от чрезмерной сытости!
В тексте будут упомянуты в несколько оригинальной трактовке различные еврейские термины. Для того, чтобы вы смогли получить об иудаизме верное представление, приведем настоящее их значение:
Бар мицва
Дрейдл (ханукальный волчок)
Кипа
Менора
Пурим
Реформисты
Талит
Тфилин
***Изнывая от горячей привязанности к своим домашним животным, некоторые американские евреи сегодня не останавливаются ни перед чем. И чем дольше живешь на свете, тем отчетливее убеждаешься: недалек, ох, недалек тот день, когда Мурки и Барсики станут обедать с нами за одним столом, а Бобики и Рексы наденут кипу… Мелочи, скажете, брюзжание? Ничего подобного! “Очеловечивание” любимых пёсиков, того и гляди, спровоцирует начало нового этапа в их эволюции. Речь идет о так называемой “барк мицве” (от английского bark — лаять, по аналогии с арамейским бар мицва – еврейское совершеннолетие) — новомодном мероприятии, проводимом во многих зоомагазинах и синагогах Соединенных Штатов.
Не последнюю роль в появлении этого удивительного обряда сыграл в свое время и совладелец салона “Doggie Do & PussyCat” Ларри Рот. На его счету организация более тридцати “собачьих именин” и он вполне заслуженно считает себя крупным специалистом в тонкостях их проведения. Впрочем, тут кто угодно станет докой — бизнес есть бизнес, а экстравагантные выходки вроде такого рода “обрядов” приходят в голову людям, как правило, состоятельным, готовым щедро оплатить любую дурь и любую блажь. Справедливости ради заметим, что Ларри и сам сознает: для большинства его клиентов проведение барк мицвы — не более чем “лишний повод для вечеринки”. Вот, скажем, недавно Брюс Лоуи устраивал проведение барк-мицвы для своего терьера по имени Кейша: “Моей собачке исполнилось 13, и мы решили это отметить. Мы не приглашали раввина и не проводили каких-то особых церемоний. Просто собрались и поздравили Кейшу”.
Вообще-то говоря, уж раввина-то могли бы и пригласить. И Джорджа Буша… И Пугачеву с Киркоровым…
Само торжество выглядит удивительно трогательно. Слезы наворачиваются на глаза, когда видишь “именинника” в кипе, восседающего перед тортом, изготовленным в виде косточки. Кстати, торт следует непременно украсить бело-голубой глазировкой — дань уважения еврейскому государству (или лишний повод гнусаво похихикать для его врагов). Повсюду лежат войлочные меноры, дрейдлы и прочая игрушечная атрибутика — от виновника торжества требуется лишь хорошо себя вести, то есть не отбирать их у приглашенных собак, пока его впавшие в детство хозяева произносят тост за тостом и кричат “Мазл тов!”.
Как и бывает в случае появления таких поветрий, на барк мицве не наживается только ленивый или тот, кто еще не в курсе. Хронические энтузиасты, всерьез озабоченые внешним видом своего питомца и желающие принарядить его в национальном, так сказать, контексте, могут приобрести у предприимчивых владельцев специализированных “бутиков” все необходимое включая талит и кипу, смоделированную специально для собачьей головы любого размера и конфигурации.
Вот и ловкому Ларри Роту барк мицва приносит неплохие деньги. Арлин, мать Ларри, с удовольствием помогает сыну: сознательная старушка искренне убеждена в том, что все ее собаки — точно такие же евреи, как и она сама. Куда там Горькому с его “Матерью”!
Пламенных подвижников в деле массового взращивания бар мицвы на плодородной американской почве тоже хватает. “Раввин” Нил Комес-Дэниелс (
Comess-Daniels), возглавляющий реформистскую синагогу в Санта-Монике (Калифорния), с видом знатока консультирует “паству” в обрядовых тонкостях. Скажем, торт для “именинника” на барк мицву лучше делать в форме Маген Давида — да-да, в этом, несомненно, есть что-то возвышенное. Сам он за последние 15 лет он сумел пережить восемь подобных церемоний, что, видимо, оставило на его мировоззрении неизгладимый отпечаток. Проводить праздники барк мицвы “рабби” Комес-Дэниелс рекомендует всенепременно в месяце адар, когда евреи отмечают Пурим: “В это время мы предаемся веселью и смеемся друг над другом, потому и обряд барк мицвы решили проводить именно в этом контексте. К тому же, это неплохая альтернатива католическим обрядам, во время которых благословляют домашних питомцев. Я уверен, что во всех одушевленных и неодушевленных созданиях присутствует искра Б-жественности”.
Обычно реформистские раввины устраивают барк мицвы на автостоянках и парковках — во избежание всяких мелких неприятностей, которые может доставить собака. В начале церемонии Комес-Дэниелс читает отрывок из молитвы и выдает хозяину “хвостатого еврея” сертификат о прохождении барк мицвы (а что вы хотели: даже здесь все должно быть “официально зарегистрировано”!)…
Такая вот далеко идущая логика. Остается лишь с содроганием догадываться, в какие выси и дебри может вознести эта, с позволения сказать, любовь к животным и какие уродливые формы может принять ее демонстрация. И, что самое печальное, главную роль во всем этом фарсе играют вовсе не собачки, а обыкновенная человеческая глупость.
Напоследок хочется рассказать один еврейский анекдот:
В реформистскую синагогу заходит богатый еврей и просит “раввина” вызвать к Торе своего пуделя.
— Что вы, — испуганно машет руками “раввин”, — ведь к Торе вызывают только евреев!
— Какая жалость, — вздыхает богач, — а я как раз собирался пожертвовать в честь дня рождения моего песика 10 000 $ …
— Так что ж вы, — восклицает “раввин”, — сразу-то не сказали, что собачка еврейская?!