Top.Mail.Ru

Суд да дело(925)

29.08.2003

Еврейским лидерам США удалось добиться того, что гранитная плита, изображающая Десять Заповедей, будет, наконец, удалена из здания судебных заседаний штата Алабама. «Результат оправдал наши ожидания» , — сказала по этому поводу директор отделения Антидиффамационной лиги южно-восточного округа Дебора Лаутер (Deborah Lauter). Однако, несмотря на юридическую победу, некоторые еврейские общины озабочены тем, что главный судья Алабамы Рой Мур (Roy Moore), установивший сей монумент пару лет назад, имеет серьезную поддержку и пользуется популярностью как среди руководства штата, так и в Конгрессе. Они опасаются, что Мур в этом деле будет представлен жертвой конфликта на религиозной почве. «Как и в любой дискуссии, в этом споре есть что-то символическое: прежде всего, это глубокие чувства, которыми руководствуются обе стороны, — считает генеральный консул Американского еврейского конгресса Марк Стерн (Stern). — Они действительно не в состоянии понять друг друга» .

Еврейскому сообществу было не о чем волноваться, пока дело ходило по судам. Но с тех пор как федеральный суд принял решение в их пользу, им пришлось занять выжидательную позицию, наблюдая за тем, как мистер Мур элементарно игнорирует судебное постановление. В минувшую среду, покуда поддерживающие судью христианские религиозные активисты молились снаружи, памятник перенесли из главного здания суда в частный сектор. «Нам нравится даже просто наблюдать за тем, как судья Мур сам себя уничтожает» , — комментирует Стерн.

Несмотря на то, что американская ортодоксальная группа «Агудат Исраель» (Orthodox group Agudath Israel of America) обычно придерживается традиционных взглядов на правительственные шаги в области религии, она не поддержала дело о Десяти Заповедях. «Б-г и моральные устои никак не влияют на проблему разделения религии и государственной власти, — утверждает директор «Агудат Исраель» по связям с общественностью раввин Ави Шафран (Avi Shafran). — Но если религию используют в качестве прикрытия для чего-то вульгарного и ужасного, это, естественно, противоречит конституционным нормам» . Другие еврейские организации отправили кучу писем с просьбами удалить памятник еще в прошлом году, заявляя, что его нахождение в зале судебных заседаний нарушает конституционное положение, запрещающее государственное влияние на религию. В письмах доказывалось также и то, что памятник не просто поддерживает определенную конфессию, но еще внушает свою точку зрения на нее.

«Плита, изображающая Скрижали Моисея, несет определенный подтекст, а именно: исключаются все те, кто не разделяют иудео-христианскую религиозную традицию, а кто ее поддерживают, оказываются в выигрышном положении» , — говорилось в письме Антидиффамационной лиги (АДЛ), Еврейского комитета США (the American Jewish Committee) и Комиссии по социальным делам реформистского иудаизма (the Commission on Social Action of Reform Judaism) и некоторых других межконфессиональных групп.

Во время дебатов выяснилось, что далеко не все согласны с еврейским пониманием отделения религии от государства. Госпожа Лаутер вновь попыталась объяснить разницу между установленным в здании суда монументом и словами «Мы верим в Б-га» ( «In God We Trust» ), написанными на американских долларах: «“Мы веруем в Б-га” вовсе не значит, что мы — христианская нация. А эта плита, сопровождаемая краснобайством судьи Мура, говорит нам: мы — христианская нация». Стерн выразил свою озабоченнность той поддержкой, которую Мур получил в Конгрессе. Меры, предпринятые в начале этого года комитетом по ассигнованиям палаты представителей, могли бы помешать правительству использовать федеральные фонды, для исполнения некоторых постановлений и, в том числе, закона о памятнике Десяти Заповедям в Алабаме. Сенатор Уэйн Аллард (Wayne Allard) представил в этом месяце законопроект, который даст правительству право установить монумент на территориях государственных учреждений. «С политической точки зрения, это вещи совершенно непостижимые, — говорит Стерн. — И отсутствие оппозиции меня очень беспокоит» . На прошлой неделе за удаление памятника проголосовали восемь судей верховного суда США. А генеральный прокурор Алабамы Билл Прайор (Bill Pryor) в настоящее время работает над тем, чтобы привести постановление федерального суда в исполнение. Тем не менее, по другим вопросам ему пришлось столкнуться с еврейскими организациями. В письме, написанном два месяца спустя председателю судебного комитета Сената Оррину Хэтчу (Orrin Hatch), лидеры АДЛ высказали свои возражения по поводу назначения Прайора, исходя из того, что тот поддерживал христианский взгляд на американский закон, выступал против абортов, против предоставления равных прав геям и лесбиянкам, а также поддерживал идею о приоритете прав отдельного штата по отношению к федеральному закону.

Екатерина Иванова

{* *}