Top.Mail.Ru

На музей сбросились всем миром

09.12.2003

Решение относительно архитектурного облика Музея истории польского еврейства в Варшаве будет принято по итогам международного конкурса, который начнется в январе. Незадолго до этого без указания причин в проекте отказался участвовать лос-анджелесский архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), пресс-секретарь которого письменно подтвердил, что известный зодчий «на данный момент не занят» в разработке проекта строительства музея. Как прокомментировал этот случай директор строительства Ержи Хальбержтадт (Jerzy Halbersztadt), причинами отказа Гери стал «целый ряд факторов», касающихся графика, бюджета и организации руководства.

Музей, строительство которого обойдется в 63 миллиона долларов, отразит тысячелетнюю историю еврейской культуры в Польше, и будет возведен на месте уничтоженного Варшавского гетто. Среди запланированных экспозиционных проектов — воссоздание гетто, театр и виртуальная синагога.

Еще в начале этого года польское правительство заявило о своей готовности оплатить четверть от этой суммы, оказав, таким образом, огромную поддержку на начальном этапе строительства, которое, по словам чиновников, в последнее время погрязло в финансовых трудностях.

Начало строительства запланировано на 2004 год, а открыть свои двери для посетителей музей должен через пять лет. «Мы по-прежнему укладывамся в график, хоть и более строгий, чем несколько месяцев назад», — рассказал Хальбержтадт, который рассчитывает получить результаты архитектурного конкурса к июлю 2004 года, чтобы строительство могло начаться осенью. В настоящий момент ожидается окончательное одобрение польским парламентом суммы в 16 миллионов долларов, которую правительство выделит из государственного бюджета.

Идея создания подобного музея в стране с населением в 39 миллионов, еврейская община которой насчитывает около 7 тысяч человек, возникла после издания книги, в которой утверждалось, что именно поляки, а не нацисты, стояли за убийствами тысяч евреев в поселке Едвабне (Jedwabne). Кроме того, сама книга и последовавшая реакция на ее появление польской общественности пришлись как раз на период, когда в Польше происходила переоценка роли страны в трагедии Холокоста.

Действительно, решение польских властей субсидировать четверть стоимости проекта (еще 25 процентов оплачивают американские еврейские благотворительные организации) было принято на фоне расцвета польско-американских и польско-израильских связей — особенно в военной сфере. К тому же государственное финансирование проекта может рассматриваться как попытка отмести обвинения в антисемитском характере польского государства. Остальные 50 процентов необходимой для строительства суммы, по словам Хальбержтадта, планируется получить от правительств других европейских стран, фондов или частных компаний.


Йорам Шпыркин

{* *}