Одна из синагог Филадельфии демонстрирует пример необычного сотрудничества между мусульманами и евреями, став домом для частной мусульманской школы образовательного центра NSA. Никкита Шоац-Ахмад (
Nikkita Shoatz-Ahmad), владелица и директор последней, не перестает удивляться тому радушию, с которым два года назад общинный центр “Beth T’fillah” принял мусульманское учебное заведение. Школа Шоац-Ахмад, в которой занимаются 65 учеников, размещается в самой синагоге и на первом этаже одного из близлежащих зданий.
Никкита Шоац-Ахмад обратилась в правление синагоги после того, как узнала из объявления в местной газете о сдаче места в аренду. И, как ни странно, ей сразу пошли навстречу. До этого, кстати, центр “Beth T’fillah” несколько десятилетий сдавал помещения находившейся неподалеку начальной школе Роберта Э. Ламбертона (
Robert E. Lamberton); кроме того, в центре находилась крупная еврейская школа. После того, как школа Ламберта съехала, в распоряжении синагоги оказалось дополнительное пространство. Вот тогда-то тогда к синагоге и присоединилась мусульманская школа.
Обе стороны говорят, что дела у них идут хорошо. Сравнивая мусульманских учеников с учащимися школы Ламберта, председатель правления синагоги Альберт Ромм (
Albert Romm) заметил:
“Эти дети куда дисциплинированнее и грамотнее. Мы славно ладим”. Немаловажно и то, что воспитанников Шоац-Ахмад учат уважать все вероисповедания.
“К любой другой вере следует относиться уважительно, — считает она. —
Как бы вы себя чувствовали, если бы к вам пришли и начали топтать ваш коврик для молитв?” .
В школьную программу входят арабский и французский языки, математика, языкознание и религиозные предметы. Для молитв, которые выпадают на время школьных занятий, выделяется специальное время. Не задевает ли членов еврейской общины тот факт, что мусульмане молятся в синагоге? Ромм полагает, что
“происходящее за закрытыми дверями, находится вне нашего контроля; а пока все происходит вне поля нашего зрения и сознания, никаких проблем у нас не возникает”. Что же касается ближневосточного конфликта, то обе стороны, по словам Шоац-Ахмад
“в настоящее время не стремятся глубоко и серьезно его обсуждать”. Хозяйка школы, между прочим, считает исключительно положительным моментом даже картины иудаистской тематики на стенах синагоги — эти образы, утверждает она, помогают воспитывать в детях чувство терпимости.
Преподавательский стаж 31-летней мусульманки Никкиты Шоац-Ахмад насчитывает уже десять лет. Она — местная уроженка, степень бакалавра получила в университете Чейни в Пенсильвании, магистра — в детройтском колледже “Marygrove”. Правительственный аттестат ей выдали в Пенсильванском университете, где она планирует защитить и докторскую. В свете нынешней ситуации она рассматривает свою школу в качестве возможного моста между местными мусульманами и евреями, утверждая:
“Впервые в истории мусульмане и евреи так хорошо работают вместе, особенно учитывая положение на Ближнем Востоке”.“Если люди оказываются способны переступить через связанные с ближневосточной ситуацией эмоции, то совершенно очевидно, что возможность для сотрудничества в будущем есть, — считает один из руководителей филадельфийской еврейской общины Бурт Сигель (
Burt Siegel). —
Главное, что в этом заинтересована сама синагога, поскольку мне известно, что в общине есть люди, которые бы очень и очень подумали, прежде чем позволить мусульманам учиться и молиться в здании синагоги”. Впрочем, существует и другой взгляд на происходящее: раввин Роберт Рубин, к примеру, видит в этом всего лишь коммерческую сделку и не более того.
Правоверные ученики посещают школу с понедельника по пятницу, во время общественных и мусульманских праздников школа закрыта. Чтобы стопроцентно подстраховаться от малейших конфликтов между школой и синагогой, на время еврейских праздников занятия либо отменяются, либо проводятся в аудиториях на верхнем этаже.
“Я верю, — говорит Никкита Шоац-Ахмад, —
что, в конце концов, нам всем предстоит встретиться с Б-гом, и тогда нас спросят, почему мы всё никак не можем поладить. Так почему бы не начать думать об этом сейчас?” .