ББ-Р: — Чем знаменателен сегодня праздник Ханука для евреев и, в частности, для подопечных нашего благотворительного фонда – хеседа «Эзра»?
Берл Лазар: — Ханука — один их крупнейших еврейских праздников. Это торжество тепла, света и радости, причастности к семье и к своей общине. И, конечно же, это праздник надежды. Все, кто связан с фондом – хеседом «Эзра», — спонсоры, попечители, подопечные и вся наша община «Марьина Роща», частью которой является ваш хесед, — встречают этот праздник с особой радостью и гордостью. Хесед «Эзра» за последнее время многого добился: малообеспеченные пенсионеры, одинокие пожилые евреи, инвалиды благодаря помощи фонда увереннее смотрят в завтрашний день, становятся ближе друг к другу, приобщаются к еврейским традициям. Они на себе чувствуют те свет и тепло, которые несет в себе Ханука.
Символом Хануки является горящая свеча, которая служит источником света и тепла не только для одного человека. От одной горящей свечи зажигается много других. Свет Хануки разгоняет тьму, тепло Хануки согревает всех евреев. В том и состоит главная идея праздника, что каждый член еврейской общины, подобно горящей свече, живет не только для себя, своей семьи, близких и соседей — он освещает и согревает других членов общины, а тепло общины согревает и поддерживает его.
Взаимопомощь и взаимная поддержка в еврейской общине и являются тем теплом и тем светом, которые позволяют преодолеть любые трудности, постоянно возникающие в жизни отдельных людей и общины в целом. А наш благотворительный фонд – хесед «Эзра» в качестве части общины «Марьина Роща» является особой семьей, объединяющей нуждающихся в помощи евреев старшего поколения, инвалидов, получающих тепло и свет благодаря помощи и поддержке спонсоров, всей общины и от общения друг с другом.
Горящая свеча Хануки — прекрасный символ душевного и физического здоровья каждого человека и коллектива. Когда мы чувствуем, что внутри у нас горит ханукальная свеча, то ощущаем внутренний подъем, оптимизм, прилив сил, боли и невзгоды отступают, у нас вырастают крылья. А это особенно важно для пожилых и одиноких людей, инвалидов и больных. Хочется жить, делать добрые дела, нести тепло и свет другим людям. Душевное тепло в вашем хеседе дополняется теплом материальным — в виде бесплатных обедов, лекарств, продуктовых наборов и одежды. Все это согревает не только тело, но и душу. Удовлетворенные, вы покидаете свой фонд – хесед «Эзра» и несете свет и тепло праздника дальше — домой, в свои семьи, своим детям и внукам, своим соседям. Праздник Ханука продолжается в еврейских семьях.
Здесь уместно вспомнить слова популярной песни, которую веками поют в еврейских домах на Хануку: «Каждый из нас — маленький огонек, а все вместе мы — великий свет!».
ББ-Р: — А не принижается ли личное достоинство пожилого человека получением материальной помощи в благотворительном фонде?
Берл Лазар: — Подопечным еврейского благотворительного фонда – хеседа «Эзра» важно понять, что поддержка спонсоров (и, прежде всего, председателя фонда господина Аркадия Гайдамака) — это не подачка и не милостыня, а установленный Торой священный благородный долг и обязанность каждого еврея по-братски делиться со своими нуждающимися братьями-соплеменниками — евреями, оказавшимися в тяжелом положении. Ханукальная свеча господина Гайдамака согревает каждого из подопечных его фонда – хеседа «Эзра», зажигает в их душах новые свечи, которые благодарным ответным теплом согревают душу самого господина Гайдамака. Так горящая свеча Хануки освещает, согревает и сплачивает еврейскую общину, еврейский народ в единую семью. Нынешний праздник еще раз показывает, что сегодняшняя еврейская община в России — живая, энергичная, активная.
В Талмуде указано: в праведной еврейской жизни человек должен делиться всем, чем награждает и одаривает его Б-г, с другими людьми, своими братьями и сестрами. В этой связи хочу напомнить одну еврейскую мудрость. Известно, что чем больше теленок сосет вымя, тем больше у коровы становится молока. Так и еврейский Б-г дает человеку богатство, чтобы он помогал другим, а его помощь нуждающимся, благотворительность, делает этого человека внутренне богаче, поощряет его на другие добрые дела. Иными словами, дающий становится богаче. Благодаря Торе взаимное обогащение дающего и получающего ставит их в равное положение и в еврейской общине, и в еврейской семье, и в своих собственных глазах (в отличие от других народов, у которых благотворители, благодетели стоят выше и смотрят на получающего помощь свысока).
Сегодня, в светлый праздник Хануки, мы сердечно благодарим всех, кто активно участвует в нашей программе взаимной помощи: и спонсоров, и волонтеров, и подопечных, и штатных сотрудников фонда «Эзра».
ББ-Р: — Скажите, пожалуйста, а есть ли какие-то обязанности у самих подопечных хеседа, должны ли мы сами что-то отдавать, чем-то делиться с другими?
Берл Лазар: — Я уже говорил, что доброе слово, вовремя сказанное нуждающемуся в поддержке, улыбка соседу, комплимент женщине — уже большое дело. Нужно всего лишь быть чутким, внимательным к своим товарищам. Кроме того, в Талмуде говорится, что даже бедный должен помогать тому, кому еще тяжелее, нежели ему самому. Еврей никогда не должен отказывать нуждающемуся в помощи и поддержке, как бы тяжело ему ни приходилось. Теплое слово, сказанное во время обеда в столовой в хеседе соседу по столу, может принести порой не меньше радости и пользы, чем сам бесплатный обед, чем лекарства или другая помощь, которую от всего сердца широкой щедрой рукой дает господин Гайдамак.
ББ-Р: — Еще один вопрос, косвенно связанный с предыдущим. Материальная помощь нуждающимся подопечным хеседа, несомненно, играет важную роль в их жизни. Но только ли в этом нуждается пожилой человек?
Берл Лазар: — Один еврейский мудрец говорил: если человек потеряет свое имущество, он потеряет как бы четверть того, что ему дано; если человек, не дай Б-г, потеряет здоровье, он потеряет себя наполовину; если же человек потеряет волю к жизни, он лишится всего. Действительно, бедность и болезни переносить нелегко, но выжить все же можно. Совсем другое дело — утратить волю к жизни, желание что-то делать, к чему-то стремиться, быть полезным другим. Это гораздо опаснее.
Когда мы говорили о горящей свече как о символе Хануки, мы имели в виду тепло и свет не только для тела, но, прежде всего, для души. Ваш спонсор, господин Гайдамак, создает материальную основу хеседа, а каждый его подопечный своим вниманием, поддержкой и теплом должен согревать своего товарища, своего ближнего, по мере своих сил участвуя в жизни хеседа. Очень важно поддерживать внутри фонда атмосферу доброжелательности, внимания и чуткости. Штатные сотрудники — люди, в основном, молодые — должны быть особенно чуткими и внимательными по отношению к своим подопечным, проявлять выдержку и терпимость к пожилым, заслужившим достойную старость.
И, наконец (а может, с этого надо было начинать), всем нам никогда нельзя забывать от том, что мы, евреи, принадлежим к народу, на долю которого выпали самые большие беды, несчастья и страдания. Выстоять, преодолеть трудности, не пасть духом, не утратить волю к жизни нам всегда помогали три столпа, на которых зиждется еврейский мир: Тора, служение Всевышнему и добрые дела. Вот основа для сохранения оптимизма, активности и воли еврея к жизни. Долг каждого подопечного хеседа приобщаться к еврейским традициям, еврейской культуре, быть евреем не только по крови, но и по убеждениям, знанию еврейской истории. Впрочем, это уже отдельный, особый разговор.
Поздравляю всех со светлым и теплым праздником Хануки! Желаю всем здоровья, долгих лет жизни, терпимости во взаимоотношениях, активности в повышении своего еврейского самосознания, успехов в добрых делах!
ББ-Р: — Большое спасибо за беседу, за помощь нашему учреждению, за внимание и поддержку, которую вы оказываете нашей новой газете «Эзра». В заключение, один короткий вопрос из текущей еврейской жизни. Вы только вернулись из Нью-Йорка, где участвовали в работе ХХ Международного съезда раввинов-посланников движения «ХАБАД–Любавич», к которому принадлежит и община «Марьина Роща». Каковы общие впечатления от этого форума?
Берл Лазар: — Впечатление очень сильное. Наше движение переживает значительный подъем во все мире и, особенно, в странах СНГ. В работе съезда непосредственно участвовали две тысячи раввинов, но гораздо больше посланников «ХАБАД-Любавич» не смогли приехать из-за неотложных дел в общинах. Такого еще не было. У многих сложилось ощущение, что для евреев, для нашего движения настало совершенно новое время. Радует появление множества новых развивающихся еврейских общин, увеличение числа молодых людей, выбирающих этот путь в жизни и помогающих другим вести активную еврейскую жизнь. Успех этого грандиозного съезда, безусловно, является большим подарком к празднику Ханука.