Разработка новейшей модели беспилотного вертолета для израильских «оборонщиков» завершилась в ноябре пренеприятнейшим инцидентом. Экспериментальный образец был похищен прямо с завода, расположенного в селе Маккаби, что недалеко от Тель-Авива. Причем, похитители, скорее всего, преследовали цель исключительно конкретную — сделать копию винтокрылой диковинки. А она, заметим, того заслуживает.
По словам главного администратора Тувии Сегала (
Tuvia Segal), этот аппарат весом в 14 килограммов и длиной полтора метра едва успел пройти заключительный этап проверки. Уникальность данной модели заключается в том, что она способна летать самостоятельно, даже без намека на дистанционное управление. Ни одной из компаний, работавших в этом направлении еще не удалось создать чего-либо подобного.
То, что грабители не прикоснулись ни к деньгам, ни к дорогим компьютерам, лишь подтвердило подозрения в шпионском характере кражи. Коммерческий директор фирмы Амир Рохман (
Amir Rochman) даже пофилософствовал, расценив случившееся как еще одно доказательство того, что компания находится на правильном пути и создала действительно нечто необыкновенное:
«Кража модельного образца повлияла лишь на краткосрочные наши цели, но отнюдь не на долгосрочные. Мы только закончили проведение ряда успешных автоматических испытательных полетов и уже запланировали демонстрацию вертолета для полицейских, военных и других служб безопасности. Разумеется, сейчас показательные полеты пришлось отменить по причине отсутствия образца. Тем не менее, обладая достаточными знаниями и технологией, мы можем предоставить новый, с теми же функциями, но чуть позже». Что же такого особенного в стационарном вертолете?
Как утверждает господин Рохман, вертолеты-роботы умеют взлетать, летать и приземляться полностью автоматически, то есть ими могут управлять новички и необученные пользователи:
«Система разработана для наблюдения и контроля над определенными территориями, она предоставляет самую свежую информацию в командный центр, которая потом передается оперативным наземным службам. Вертолет оборудован стабилизирующей системой контроля за полетом, камерами ночного и дневного видения, а также радиопередатчиком. Система наземного управления состоит из персонального компьютера со специальной программой навигации и управления полетом, которая позволяет оператору направить вертолет на место происшествия, используя электронную карту местности. Система разработана на основе взаимодействия с центром командного управления и центрами управления на местах, осуществляемого посредством портативного компьютера». Стационарный вертолет, разработанный в 1999 году, стал детищем антрепренерской программы престижной компании TEIC (
Technion Entrepreneurial Incubator Company), расположенной в Хайфе и уже получившей гранты отдела исследовательских работ израильского министерства промышленности и торговли. По словам Амира Рохмана, его применение будет согласовано со службами внутренней безопасности включая береговую охрану и погранично-патрульные подразделения. Рассказывая о сферах применения нового механизма, он, в частности, заметил:
«На втором этапе мы будем контролировать высоковольтные линии электропередач, лесные угодья и другие элементы окружающей среды». Тем не менее, основной областью применения беспилотного вертолета будут оставаться поддержание правопорядка (передаваемое винтокрылым наблюдателем видеоизображение отличается высоким разрешением, что для фиксации конкретного противоправного деяния просто незаменимо), а уже затем — контроль за линиями высокого напряжения, а также освещение тех или иных событий (спортивные мероприятия, рок-концерты или горячие новости) в СМИ и сельское хозяйство (передача точных данных о болезнях посевов, заражении их насекомыми или сорняками и т.п.). А еще эта удивительная машина способна перевозить до 18 килограммов видеооборудования. В зависимости от оснащенности электронными компонентами, вертолет будет продаваться приблизительно за 125 тысяч долларов.
«Мы заглядываем на четыре месяца вперед, когда товар должен появиться на рынке, — поясняет Амир Рохман. —
Нашим первым шагом станет рынок израильский. Затем планируем сосредоточиться на американском» .