Израиль пытается занять лидирующие позиции на международном фронте борьбы с терроризмом, концентрируя внимание на конкретных опасностях этого явления и способах ликвидации террористов, а не на движущих ими политических мотивах. Официальные лица еврейского государства утверждают, что на сегодняшний день в борьбе с терроризмом нет международного лидера, как это имеет место, к примеру, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. В какой-то степени эту роль пытается играть Израиль, привлекающий наиболее влиятельные страны к ведению борьбы против террора, — как на трибунах крупнейших международных форумов, вроде ООН, так и путем прямого диалога.
После событий 11 сентября при израильском МИДе был организован специальный департамент по стратегическим вопросам, который возглавил Джереми Иссахароф (
Jeremy Issacharof). Основной задачей этой службы стала координация дипломатических усилий в борьбе с террором и распространением оружия массого уничтожения. Израиль присоединился к структурам ООН, борющимся против террора, и обратился ко многим государствам с предложением учредить форумы для сотрудничества. Подобные отношения на сегодняшний день поддерживаются еврейским государством с США, Индией и Германией. Кроме того, идет процесс налаживания контактов с Россией, Великобританией, Францией и другими европейскими странами. После состоявшегося на прошлой неделе визита в Израиль австралийского министра иностранных дел расширение сотрудничества в усилиях по предотвращению террора предложила и Австралия.
С тем, что террор является опаснейшей угрозой, согласны сегодня многие страны, которые в данном отношении охотно обмениваются информацией через разведывательные каналы. Однако заручиться поддержкой на дипломатической арене оказывается куда сложнее. Основные трудности, безусловно, заключаются в выработке общей политики, но непроста и реализация достигнутого.
Несколько месяцев назад Европейский союз решил добавить ХАМАС в свой список террористических организаций и заморозить ее счета. С тех пор произошло еще несколько подобных событий. Германия пыталась остановить денежный поток из Благотворительного исламского фонда на территории Палестинской автономии, но этот вопрос и поныне находится на рассмотрении в суде, а германское правительство изыскало временную меру, заморозив счета фонда вплоть до вынесения вердикта в верховном суде. Схожей юридической казуистиков занимаются и другие европейские страны. За пределами же Европы сколько-нибудь эффективных механизмов для контроля над потоками таких средств вообще не существует.
В ноябре 2002 года попытка сбить самолет израильской авиакомпании «Arkia» в кенийской столице Момбасе побудила МИД Израиля принять меры по организации международного контроля за продажей и распространением переносных зенитно-ракетных комплексов. Израиль попытался добиться того, чтобы подобное оружие было определено во всем мире как особо опасное (практически как оружие массового уничтожения) ввиду угрозы безопасности гражданской авиации и установить нормы, направленные против использования ракет.
К своему удивлению, Израиль столкнулся с двойственной реакцией Вашингтона. Администрация США, со всеми ее подразделениями, оказалась не в состоянии придти в разрешении этого вопроса к единой политике. На некоторых форумах американцы приняли решения в пользу контроля за переносными ракетными комлексами, однако в ООН выступили против израильской инициативы. Представителю израильского МИД в ООН Алону Бару (
Alon Bar) удалось убедить ООН лишь в целесообразности внесения переносных ракетных комлексов в список оружия, отчеты по продажам которого должны добровольно передаваться в ООН.
В мире насчитывается около 700 тысяч переносных ракетных комлексов, и Израиль предложил ужесточить контроль над хранилищами этого оружия, ограничив торговлю и экспорты, а также установив стандарты для будущего производства, которые сделают возможной легкую нейтрализацию ракет. Американцы пытались выкупить тысячи подобных ракет в Никарагуа, но их предложение было отвергнуто. Российские власти добились в этом вопросе большего, заключив соответствующие соглашения с государствами СНГ.
В декабре 2003 года координатор в войне против террора в Госдепартаменте США Купер Блэк (
Cooper Black) посетил Израиль, и одной из главных тем, поднимавшихся в ходе визита, стал вопрос о переносных ракетных комлексах. На минувшей неделе эта же проблема обсуждалась и в ходе профессиональных переговоров в Вашингтоне между израильскими и американскими официальными представителями.
Во многих странах эффективному сотрудничеству препятствует бюрократия. Что касается Израиля, то правительство этого государства ведет активную работу по налаживанию тесных связей между сотрудниками МИДа, министерства обороны, служб безопасности и,особенно, контртеррористического штаба канцелярии премьер-министра, который возглавляет Дани Ардити (
Danny Arditi).
Тем не менее, столь плотное взаимодействие между различными правительственными структурами, решающими один и тот же вопрос на разных уровнях, в некоторых странах отсутствует — каждое ведомство защищает «свою территорию».
В своих попытках убедить другие страны в важности интеграции всех структур, Израиль сталкивается с такой серьезной проблемой, как подстрекательство к вражде и насилию, рассматривая его при этом как угрозу прежде всего стратегическую. Правительства западных стран (даже признающие насущность проблемы) в этом смысле отказываются сотрудничать исходя из соображений сохранения свободы слова и прав человека.
«Западное общественное мнение не готово постигнуть опасность враждебной риторики в адрес страны и культуры, — считает один израильский политик. —
Израиль прошел много этапов в борьбе с терроризмом, и его гражданское население даже не представляет того, насколько ущемлялись их права и свободы… Один высокопоставленный европейский дипломат, посетивший недавно Иерусалим, рассказал, что в их МИДе нет даже охранников у входа. Наша общественность этого бы просто не поняла».