Top.Mail.Ru

Быть сефардом

18.02.2004

фото JTA Ассимиляция серьезно угрожает будущему сефардских еврейских общин Латинской Америки. К такому выводу пришли лидеры Федерации сефардов Латинской Америки. «Мы живем в эпоху, когда ассимилироваться стало очень легко, — сказал раввин Авраам Тобал (Abraham Tobal) из “Общества горы Синай”, выступая на конференции, проходившей на прошлой неделе в Мехико. — А ассимиляция грозит потерей традиций» . Из 450 тысяч латиноамериканских евреев 180 тысяч — сефарды, потомки выходцев из Испании и Португалии, позже расселившиеся в Сирии, Северной Африке и на Балканах. Сефарды составляют 20 процентов всего мирового еврейства. Остальные являются ашкеназами, то есть потомками выходцев из Германии и Восточной Европы. Обе группы имеют разные литургические традиции, религиозные обычаи и даже произношение.

На конференцию представителей Федерации сефардов Латинской Америки (FeSeLa), проходивую со 2 по 5 февраля, съехалось около 70 делегатов со всего континента. Эта организация, была основана в 1972 году как часть Всемирной федерации сефардов и включает в себя общины Аргентины, Бразилии, Колумбии, Чили, Гватемалы, Мексики, Панамы, Парагвая, Перу, Уругвая, Венесуэлы и США. Рафаэль Ходара (Rafael Hodara) из Уругвая, избранный 5 февраля на пост президента FeSeLa на двухлетний срок и сменивший на этом посту Исаака Аспани (Isaac Aspani) из Мехико, заявил, что главным направлением деятельности по сохранению сефардской культуры в регионе должно стать привлечение к этому молодых сефардов. «Нам необходимо воспитать в каждом молодом человеке чувство принадлежности» , — подчеркнул Ходара. Призыв нового президента участвовать в деле сохранения сефардской культуры был с воодушевлением поддержан несколькими молодыми членами федерации.

Встречи проходили в общинных центрах трех главных сефардских групп Мехико, к которым относятся «Общество горы Синай», сформированное эмигрантами из Дамаска; общество «Маген Давид», организованное эмигрантами из Алеппо (Сирия); и сефардская община, состоящая из потомков балканских эмигрантов. Для этих латиноамериканцев «сефардизм» является частью души, они не могут себе представить, что он пройдет мимо их детей.

«Сефардизм в чистом виде трудно описать словами, — сказал в своем выступлении бывший президент FeSeLa Леон «Ари» Коник из Мехико (Leon «Ari» Konik). — Когда неграмотная бабушка смотрит на звезды и говорит, что наступил Шаббат, это и называется — быть сефардом» . Некоторые из выступавших на конференции назвали одним из путей к сохранению сефардской традиции образование — как дома, так и в религиозных институтах. «Образование вне дома очень важно, поскольку дома мы никогда не сможем достаточно хорошо воспитать своих детей, — считает Альберто Леви, который 5 февраля сложил с себя полномочия вице-президента FeSeLa и президента секции FeSeLa в Мехико. — Ибо традиций гораздо больше, нежели мы в состоянии преподать» . Некоторые из делегатов согласились с ним, заметив, что в рамках сефардских обычаев воспитывается и обучается не так уж и много латиноамериканских раввинов. Сам Леви объясняет это тем, что латиноамериканцы, уезжающие учиться в Израиль, подвергаются там ощутимому влиянию ашкеназской традиции. Саломон Гарази (Salomon Garazi) из Майами, бывший президент FeSeLa, предложил направлять раввинов, изучающих сефардскую традицию, в общины Латинской Америки для проведения семинаров. И решение о реализации этой программы федерацией было принято.

А для р. Авраама Тобала утрата сефардской традиции никак не связана со смешанными браками. По его словам, она является всего лишь следствием культурного размывания, которое он сравнил с Холокостом: «Холокост убивал нас физически, а размывание культуры убивает саму нашу сущность» .

Марна де Азар (Marna de Azar) из Буэнос-Айреса — сотрудник центра по исследованию и распространению сефардской культуры — предложил активизировать усилия по сохранению ладино — языка, на котором говорили сефардские евреи: «Это не просто очень богатый и сладкий язык, но еще и один из способов сохранить нашу культуру в целом» .


Екатерина Иванова

{* *}