Рафи Села (
Rafi Sela) категорически не верит в то, что за гарантии безопасности путешествия придется подороже и заплатить — его миссия в том и состоит, чтобы сделать перелеты на американских авиалайнерах более безопасными, не залезая при этом в кошелек пассажира. Кому-то это покажется невозможным… Но только не ветерану израильской армии с многолетним опытом в области безопасности. По его собственным словам, элементы безопасности, комфорт и цена являются взаимосвязанными компонентами любой поездки. Именно такого подхода и не хватает, по его мнению, американским авиакомпаниям.
В подтверждение своей концепции (к чему далеко ходить!) он приводит организацию работы аэропорта имени Бен-Гуриона:
«Он, бесспорно, в наибольшей степени подвержен угрозе террористических атак, но, в то же время, является одним из безопаснейших в мире. Интересно, что все это достигается во многом благодаря расширению сектора мелкой розничной торговли в залах аэропорта (показатели дохода с которых, кстати, занимают шестое место в мире из расчета на одного пассажира)» . В возглавляемой Рафи Селой компании «AR Challenges» работают самые высококвалифицированные эксперты по безопасности включая бывшего исполнительного директора системы израильских аэропортов, бывшего генерал-майора израильской полиции и командующего иерусалимским регионом. Господин Села утверждает:
«Наше вмешательство в процесс обеспечения безопасности аэропорта имени Бен-Гуриона на высшем уровне позволяет проводить уникальную экспертизу, которую с тем же успехом можно применить и для американских аэропортов» .
Возникает вполне естественный вопрос: с какой это стати американским аэропортам испытывать острую нужду в господине Селе и его команде? Разве они не безопасны? Вот тут-то обычно непринужденный доселе глава «AR Challenges» принимает серьезный вид:
«Не совсем. По сути дела, о безопасности в аэропортах США говорить пока не приходится. Теоретически их система авиационной безопасности не позволяет плохим парням проникнуть на борт самолета. На деле же в американских аэропортах вы можете преспокойно пронести через конечный пункт контроля любой вид оружия или адскую машинку в кармане. После событий 11 сентября аэропорты впали в панику. Вместо того, чтобы (как это подобает службам безопасности) работать, так сказать, от А до Я, они метались с места на место и, в конце концов, остановились где-то на середине» .
Израильский же метод безопасности, по словам Рафи Селы, основывается, прежде всего, на анализе угрозы. До проведения такого анализа определить все слабые места в системе защиты аэропорта попросту невозможно — в результате, принимаются ни на чем не основанные либо непродуманные до конца решения.
«До сегодняшнего дня, — рассказывает Села, —
ни одна из официальных служб американской авиации не провела ни одного серьезного и всестороннего анализа угрозы. Даже если истинная причина угрозы и совпадает с предполагаемой, при таком плане затраты на организацию системы безопасности в аэропортах заметно превысят допустимые» .
Набираться опыта Рафи Селе довелось и в ВМС США, и в составе ударных подразделений (
Swat teams), и в крупных американских службах безопасности, не говоря уж о том, что перед своим переездом в Израиль в 1995 году он уже управлял собственной службой безопасности в Вашингтоне. Решение проблемы он видит в глобальном подходе:
«Наша концепция гласит: не следует считать препятствием расходы на безопасность. Если все делается, так сказать, по уму, то люди передвигаются совершенно свободно и совершенно спокойно к пропускной зоне и, одновременно, пунктам розничной торговли. Организованная при этом система розничной торговли является и дополнительным стабилизирующим фактором, и фактором экономическим — дополнительный доход позволяет покрыть расходы на более сложную систему безопасности» .
Проблема с внедрением этого плана, говорит Села, носит концептуальный характер.
«Большинство аэропортов не склонны рассматривать себя с точки зрения бизнеса, но лишь в качестве поставщика услуг, существующего в рамках установленного бюджета и мандата на предоставление услуг авиакомпаниям и пассажирам. Если они не укладываются в рамки бюджета, то просто поднимают тарифы, а оплачивают все это пассажиры. Пока они еще в состоянии поднимать цены для авиакомпаний и пассажиров, их бюджет увеличивается вдвое, но — за счет авиакомпаний и пассажиров, “доить” которых тоже можно не бесконечно. С нашей точки зрения, аэропортам нужно рассматривать себя именно в рамках бизнеса, то есть, затраты на системы безопасности должны покрываться доходом. А это, в свою очередь, означает, что нужно изменить саму модель. Отделы безопасности и розничной торговли в нынешних аэропортах друг с другом никак не связаны и никак не пересекаются, а они должны вести диалог и работать вместе. Сами увидите, какие могут при таком сотрудничестве возникнуть интересные идеи!». Например, само размещение пунктов розничной торговли — тоже одна из составляющих решения проблемы безопасности. На территории американских аэропортов большинство таких точек расположены перед главными контрольными пунктами. Большинство пассажиров, боясь длинных очередей, стараются пройти контроль пораньше, чтобы осталось время для шопинга. Это приносит доход и розничной торговле, и аэропорту.
Рафи Села уже изложил свой плана реформирования системы безопасности аэропортов своей компании «AR Challenges» для Американской ассоциация управления аэропортами на двух конференциях, встречался он и с представителями некоторых крупных аэропортов США.
Помимо этого, «AR Challenges» занимается и другими проблемами — например, вопросами предоставления первой помощи округам, городам и штатам. Персонал компании помогал отделению нью-йоркской полиции сразу после трагедии 11 сентября, консультировал другие агентства. Компания продвигает систему консультаций S.A.F.E. (SECURITY + ARCHITECTURE + FORE PLANNING + ENGINEERING, или БЕЗОПАСНОСТЬ + АРХИТЕКТУРА + ПЕРЕДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ + ИНЖЕНЕРНОЕ ИСКУССТВО). Такая система предоставляет регулирование, основные критерии модели и продукты, позволяющие защитить новое и старое оборудование от терактов. Правила S.A.F.E. уже приняты в инженерном центре израильской армии (
Israeli Army Core of Engineers), что само по себе является наивысшим стандартом в деле защиты от терактов.