В начале XX века в Германии насчитывалось около 2800 синагог. Примерно 1400 из них были уничтожены во время нацистского правления. А сохранившиеся — в последующие годы либо разрушались, либо использовались не по назначению.
«В стране не просто почти не осталось синагог, из немецкого общественного сознания практически исчез даже сам их образ» , — читаем мы слова историка Соломона Корна (
Salomon Korn) в каталоге выставки «Немецкие синагоги: Виртуальные реконструкции», которая открылась на днях в тель-авивском музее истории диаспоры.
Здесь представлены модели четырнадцати синагог, разрушенных в Берлине, Дортмунде, Дрездене, Франкфурте, Ганновере, Кайзерслаутерне, Кёльне, Лейпциге, Мюнхене, Плауэне и Манхейме. Все они были получили новую жизнь, будучи реконструированными на компьютерном мониторе с помощью изощренного программного обеспечения для передачи трехмерного изображения. Реконструкция основывается как на архивных материалах, от которых мало что сохранилось после разрушения самих зданий, так и на беседах с людьми, которые помнили эти синагоги и которые стали свидетелями их уничтожения.
Выставка стала частью обширного архитектурно-исторического проекта, посвященного германским синагогам и инициированного группой из сорока студентов архитектурного отделения Технологического университета Дармштадта. Идея создания такого проекта родилась после того, как в 1994 году была сожжена синагога в Любеке. Группа во главе с Марком Греллертом (
Marc Grellert) решила выступить против подобных явлений путем проведения исследований, сбора документов и реконструкции разрушенных в Германии синагог.
Впервые выставка прошла в 2000 году в Бонне и, по словам организаторов, вызвала тогда большой интерес у публики. Исследовательский процесс продолжался и ширился, охватывая все новые синагоги. Пожалуй, одними из самых захватывающих элементов нынешней выставки стали трехмерные фильмы и виртуальные экскурсии, проводимые дармштадтскими и тель-авивскими студентами. Экспозиция интересна и тем, что демонстрирует основные этапы развития архитектуры немецких синагог начиная с середины XIX века и вплоть до прихода к власти нацистов.
«Стили зданий можно интерпретировать, — отмечает Греллерт в каталоге, —
как своего рода “социальный сейсмограф” статуса евреев в немецком обществе» .
Вплоть до начала XIX века синагоги были практически незаметны для общего обозрения, поскольку строились на окраинах крупных городов или в городах маленьких. Лишь позднее большие экстравагантные синагоги стали появляться в центрах крупных городов и, кстати, стали их архитектурным украшением благодаря высоким строительным стандартам, которые ничуть не уступали применяемым при строительстве христианских соборов, а также особому вниманию, которое уделялось дизайну.
По мнению Соломона Корна, развитие внешнего облика синагог отражает поиск евреями самосознания и, вместе с тем, их желание пустить корни в немецком обществе. Историк утверждает, что этот облик стал визуальным выражением нового восприятия, характерного для германских евреев эпохи Просвещения, считавших эту страну не временным местом изгнания, а «новым Сионом и Землей обетованной». Стремление стать частью немецкого общества нашло отражение и в изменениях внутреннего убранства синагог, заключавшихся, в основном, в переносе
бимы (возвышение, на котором читается Тора) из центра молитвенного зала в переднюю часть здания, подобно кафедре проповедника в христианском соборе.
Синагоги в Германии не породили собственной архитектурной школы и запомнились, в основном, своим эклектичным дизайном, стилистику которого можно подразделить на три основные категории: неоисламский стиль (который, по словам Греллерта,
«выражал новое еврейское самосознание и должен был подчеркнуть независимость евреев» ), немецкий романский стиль (отразивший стремление быть частью немецкого общества) и современный стиль (например, баухаус).
Выставка в музее истории диаспоры представлена Федеральной галерей Германии, Немецким институтом международных отношений и Институтом Гёте в Тель-Авиве.