Top.Mail.Ru

Ощущение триумфа

26.02.2004

Главный раввин Литвы Шолом Крынский любит рассказывать историю о свитке Торы, который пережил Холокост.

Несколько лет назад один еврей, путешествуя по Литве, зашел в антикварную лавку и поинтересовался еврейскими товарами. Владелец магазина, понимающе кивнув, скрылся в подсобном помещении и вскоре вышел оттуда, держа в руках сильно потрепанный свиток Торы: «Думаю, что эта вещь могла бы заинтересовать вас» … Еврей не раздумывая купил свиток, сразу же решив передать его раввину. А когда тот бережно восстановил его, то собрал на празднование всех вильнюсских евреев.

В этой истории р. Крынский видит символ возрождения еврейства в Литве.

До начала Второй мировой войны в Вильнюсе была большая еврейская община. Этот восточноевропейский город даже прозвали тогда «литовским Иерусалимом». Но 44 процента от 250 тысяч литовских евреев погибли во время Катастрофы, а Вильнюс превратился в еврейский город-призрак.

Когда р. Крынский и его жена десять лет назад приехали в Вильнюс, от некогда процветавшего богатого еврейского центра здесь оставались только крайне малочисленные следы. Из всех синагог, которых в лучшие времена насчитывалось более сотни, они сумели отыскать лишь одну — чудом уцелевшую пустующую Хоральную синагогу. Ни одной йешивы, ни одной миквы не сохранилось в литовской столице, а Шаббат абсолютно ничем не отличался ни от воскресенья, ни от понедельника. В городе невозможно было найти кошерной пищи, и все же, вспоминает р. Крынский, несколько местных пожилых евреев, храня преданность вере, не ели мясо и птицу аж с довоенных дней, когда Вильнюс изобиловал кошерными магазинами.

Сегодня 7 тысяч евреев этой прибалтийской республики, большинство из которых проживает в столице, совершенно свободно могут приобрести не только кошерые мясо и птицу, но и другие кошерные товары в местных супермаркетах. Все это, конечно, потребовало некоторой стратегической работы, но, как считает р. Крынский, «евреи, живущие в посткоммунистической Литве, должны иметь право на доступ к кошерной пище» , причем искренне желает, чтобы здешние евреи питались кошерной пищей вне зависимости от того, могут они себе это позволить или нет. Кстати, многие действительно не могут — по причине бедности.

Вернемся в 1995 год. Именно тогда р. Крынский открыл единственную в Литве бесплатную кошерную столовую. Это расположенное в вильнюсском Доме Хабада заведение обслуживает до 150 человек, для которых три–четыре раза в день подаются горячие блюда.

В эти дни литовская еврейская община готовится к празднованию десятилетия со дня вступления в должность своего главного раввина. Перемены, произошедшие за столь короткий отрезок времени, просто поражают. Даже то, что члены еврейской общины Литвы смогут получать еврейское образование и вести еврейский образ жизни, в 1994 году трудно было даже представить. Всего лишь десять лет назад Хоральная синагога пустовала. Сегодня же в ее стенах на шаббатние слубы собираются около двухсот прихожан. Десятилетие назад о еврейской дневной школе не могло быть и речи. Сегодня же в учебном заведении «Бейт Менахем» при благотворительном фонде «Ор Авнер» обучаются более ста студентов. Школа даже обеспечивает проживанием два десятка нуждающихся в этом школьников. «Внушительное количество выпускников школы, — говорит р. Крынский, —продолжили свое обучение в йешивах Израиля и США, а некоторые уже вернулись в Литву и в настоящее время работают в литовском отделении Хабада» .

Сегодняшняя Литва вряд ли уже сумеет вернуть утраченный статус бастиона изучения Торы, однако вместе с реконструкцией еврейских институтов в стране, раввину Крынскому все же удалось подарить литовским евреям ощущение триумфа. В республике еще остались те, кто помнят миквы, йешивы, бурные подготовки к праздникам и смех еврейских детей на литовских улицах, звеневший до того как Холокост заставил замолчать их навсегда.

Около двухсот еврейских девочек и мальчиков Литвы ежегодно проводят шесть недель в летнем лагере «Ган Исраэль». Новая миква, выстроенная Хабадом, используется двадцатью еврейскими семьями. А примерно три сотни взрослых евреев ежедневно посещают занятия по изучению Торы не только в Вильнюсе, но и в Клайпеде, Шяуляе и Каунасе.

Александр Фишман

{* *}