Top.Mail.Ru

Свобода от “Galileo”

05.03.2004

Выражение “прикован к инвалидной коляске” в привычном понимании означает лишь одно: абсолютную (или почти абсолютную) беспомощность. Впрочем, как выясняется, не все так страшно. Обрести забытые ощущения свободы и независимости “прикованным” помогает удивительное инвалидное кресло, разработанное израильской компанией “Galileo Mobility Instruments”. С его помощью калеки, паралитики и другие страдающие серьезными физическими недугами люди совершают загородные прогулки, уверенно чувствуют себя на пикниках и пляжах, самостоятельно садятся в автомобиль и выбираются из него, им под силу дотянуться до высоких полок, без посторонней помощи подняться и спуститься по лестнице, а при желании даже поиграть на полу с детишками …

А придумали это чудо-кресло Авишай Новоплянски (Avishay Novoplanski) и Гиль Михаэли (Gil Michaeli). Созданная ими система “Galileo Wheel” представляет собой бульдозер и автомашину “в одном флаконе”. Проще говоря, это мощное и безукоризненно отлаженное устройство, которое автоматически поддерживает связь между колесами, гусеничной лентой и спирально-ступенчатым подъемником. Иные недоуменно спросят: а зачем гусеницы?.. Резонный вопрос. Колеса и впрямь являются идеальным средством передвижения. Но в определенных ситуациях (скажем, на неровной или скользкой поверхности, в условиях снежных заносов или при обилии различных препятствий) гусеничная лента оказывается единственным спасением.

Работу над своим проектом Новоплянски и Михаэли начали еще в студенческие годы. А в 1999 году, организовав “Galileo Mobility Instruments” (штат которой до сих пор ограничивается лишь тремя сотрудниками), взялись за создание гусеничного инвалидного кресла всерьез. С момента своего основания компания получила 2 миллиона долларов финансирования от частных инвесторов и управления исследовательскими работами.

Само изделие пока существует в виде опытного образца, это первый проект компании. По данным американских рыночных экспертов, в США ежегодно продается около 50 тысяч автоматических инвалидных кресел на сумму 320 миллионов долларов, примерно такие же показатели существуют в Европе. Уточним: автоматические кресла разработаны для людей с очень серьезными физическими недугами и расстройствами. Способные же самостоятельно приводить их в движение и управлять ими предпочтут кресла с ручным управлением. Самая последняя из автоматических моделей позволяет опускаться и подниматься в специально адаптированную машину, заезжать на тротуары и съезжать с них, а также подниматься по лестнице, не опираясь на перила. Вот только самому “водителю” приходится при этом лежать пластом. “Передвижение вверх или вниз по лестнице требует титанических усилий, а большинство инвалидов вообще не могут пошевелиться верхней частью туловища, — комментирует Гиль Михаэли. — А если б могли, то не сидели бы в автоматическом кресле”.

Модель компании “Galileo Mobility Instruments” имеет те же габариты, что и обычное автоматическое инвалидное кресло, однако позволяет своему хозяину преодолевать препятствия, ездить по любой поверхности и подниматься по лестнице, при этом контролируя направление движения. Никаких перил, никакой помощи! Находящийся в кресле может принимать положения стоя или лежа. “Управлять инвалидным креслом можно посредством свиста, вздоха или просто держа во рту соломинку, — рассказывает Михаэли. — Никаких движений верхней части туловища и рук не требуется”.

Новоплянски и Михаэли рассчитывают, что продукцию “Galileo” будут покупать и некоторые пользователи кресел с ручным управлением для загородных прогулок и других способов приятного времяпрепровождения. По мнению Михаэли, ощутимым преимуществом кресла от “Galileo” является его цена, которую планируется установить в пределах от 10 тысяч до 13 тысяч долларов. Стоимость традиционных автоматических инвалидных кресел сейчас колеблется в пределах 5000–20000 долларов, а самое конкурентоспособное из них (“iBot 3000 mobility system” от компании “Johnson and Johnson”) стоит 29 тысяч долларов.

Нельзя не сказать и о том, что разработки компании отнюдь не ограничиваются инвалидным креслом — те же самые технологии используются в целой серии проектов. Один из них, финансируемый хайфским Технионом и израильским оборонным ведомством, представляет собой подвижное автоматическое устройство-робот для наблюдения, сбора информации и обмена ею. Это устройство (военного, разумеется, назначения) поступит на рынок в течение трех–четырех ближайших месяцев. Ведется и работа над созданием механизма, помогающего перемещать крупногабаритные грузы по лестнице (в качестве груза может выступать что угодно и кто угодно: увесистая коробка, инвалид в кресле или просто дедушка, сидящий на стуле).

Что же касается кресла, то так быстро попасть на рынок ему не суждено. В настоящее время “Galileo” ищет стратегического инвестора, способного вложить еще два миллиона долларов, необходимых на “раскрутку” продукта и поставку его на рынок. Гиль Михаэли поясняет: “У нас есть работающая модель, но чтобы испытать ее на настоящем пользователе, требуются еще деньги… Наша сфера не маркетинг, наша сфера — развитие”.

Другая серьезная проблема “Galileo” — конкуренция. Главные соперники на рынке инвалидных кресел — “Johnson and Johnson” и итальянская “TGR”. Гиль утверждает, что кресла “TGR” тяжелы и неповоротливы, отчего популярностью среди потребителей не пользуются. Что касается рынка устройств для передвижения по лестнице, то здесь “Galileo” приходится конкурировать, прежде всего, с немецкой “Alber” с ее легким устройством “Scalamobile”. Гиль Михаэли полагает, что технологии “Galileo” еще найдут достойное применение, для него “это всего лишь вопрос времени и денег”.

Екатерина Иванова

{* *}