Top.Mail.Ru

Пока мы верны себе, с нами все будет в порядке

05.03.2004

«Напомню в двух словах содержание Книги Эстер, которую мы читаем в Пурим. Дело происходит в Персидской империи приблизительно во II веке до н. э. Империя, по определению, многонациональна. Один из многих заселяющих ее народов — евреи. Высший имперский сановник Аман, в современном понимании премьер-министр, предлагает царю полностью истребить евреев и конфисковать оставшиеся бесхозными средства и имущество. Царь идею одобряет. Этому плану противостоят царица Эстер, о еврействе которой никто при дворе не догадывается, и ее дядя Мордехай, занимающий высокое положение в дворцовой иерархии. В конце концов, все завершается хорошо: еврейский народ спасен.

О Пуриме написаны горы комментариев, научных трудов, статей и эссе. Я хочу обратить ваше внимание лишь на один аспект этой истории. До того, как неожиданно грянула гроза, еврейский небосклон был совершенно безоблачным. Положение евреев в империи казалось устойчивым и благополучным. Книга Эстер дает для такого вывода все основания.

Мордехай, который постоянно подчеркивал свое еврейство, был приближенным царя, и до поры до времени это нисколько ему не мешало. А Эстер так и вовсе стала царицей. Да, она никому не говорила о своем происхождении, но ведь им никто и не интересовался. Ей не пришлось заполнять анкету. В конце концов, при желании и без анкеты ничего не стоило бы выяснить, какого она рода-племени, да только это не играло никакой роли — ни царя, ни его приближенных это совершенно не занимало.

На пиру, устроенном царем, среди приглашенных евреи были равными среди равных, причем (и это подчеркивается) никто не заставлял их есть и пить то, что они не считали возможным.

И вдруг все разом рушится. Почему?

Комментаторы считают, что как раз на этом злополучном пиру все и начинается. Да, евреев никто не принуждает есть и пить некошерное, но они это делают и безо всякого принуждения: они хотят быть как все.

Переведу суть этой проблемы на универсальный язык: речь здесь идет о кризисе самоидентификации. Именно в силу этого евреи становятся объектом атаки Амана. Когда человек уверен в себе, когда он внутренне в полном порядке, действует один из самых мощных защитных механизмов. При прочих равных на уверенных в себе не нападают. Напротив, внутренняя неуверенность способна агрессию стимулировать.

Мордехай и Эстер сознают, что сгустившиеся над народом тучи — результат отнюдь не одной только человеческой злонамеренности, что корень беды — в поведении самих евреев. Поэтому они не отвечают на интригу Амана стремительной дворцовой контринтригой, как естественно было бы ожидать. Сначала народ должен привести себя в порядок.

Прежде чем идти к царю, Эстер постится три дня, и вместе с ней постится весь народ. В этом совместном общем посте перед лицом грозящей катастрофы народ вновь обретает единство и поставленную под вопрос самоидентификацию. Только тогда Эстер начинает действовать.

Теперь я хочу оставить Книгу Эстер и рассказать эпизод из своей жизни. Однажды президент Путин пригласил меня для беседы в Кремль. Дело было в пятницу. Час был назначен таким образом, чтобы я мог вернуться домой до начала Субботы, наступающей в пятницу после захода солнца. Суббота — прекраснейший день недели, но с ней связан ряд необременительных ограничений: в частности, я не могу пользоваться транспортом. По сути, это даже не ограничение: в Субботу у меня нет ни малейшего желания пользоваться транспортом.

График президента поменялся: он смог принять меня только на час позже. Мы беседуем, и я чувствую, что настал момент извиниться и прервать разговор. Вдруг Путин смотрит на часы и говорит: «Вам, наверно, пора идти: Суббота». Путин прекрасно понимает, что разговор с ним для меня важен, но он также понимает, что Суббота для меня еще важнее. И он не испытывает по этому поводу никакого раздражения. Более того, относится к этому с уважением. Я для него предсказуем. Нечего и говорить, что такое отношение президента к нашей религии для меня чрезвычайно ценно.

Я рассказываю это к тому, что пока мы, евреи, верны себе, с нами все будет в порядке. Я также уверен, что это в той же мере относится и к русским, и к другим народам. Пурим учит многому. Это — один из главных его уроков».

Главный раввин России Берл Лазар

{* *}