Top.Mail.Ru

Сделка

09.04.2004

MD–500 Министерство обороны Израиля изучает факты причастности компании «Globus Aviation» к сделке, в результате которой излишки вертолетного парка израильских ВВС оказались в Колумбии и было грубо нарушено соглашение с министерством. Помимо прочего, рассматривается возможность того, что вертолеты попали в руки колумбийских криминальных элементов.

Министерское расследование проводится совместно со следователями из США и колумбийского министерства обороны. Генерал-майор в отставке Йоси Бен Ханан (Yossi Ben Hannan), возглавляющий департамент по экспорту при израильском военном ведомстве, обратился к колумбийским властям с просьбой оказать содействие в расследовании роли компании «Globus Aviation» в «вертолетном» деле. Хотя история сделки насчитывает уже несколько месяцев, подозрения о возможном преступлении появились лишь во второй половине марта.

Компания «Globus Aviation» получила от министерства обороны Израиля разрешение на приобретение пяти вертолетов MD–500, которые представляли собой излишки вертолетного парка израильских ВВС. Все они были выпущены в США и переданы Израилю в рамках программы американской военной помощи. После того, как командование израильских ВВС списало их с действующей службы, машины перешли в управление министерства обороны для последующей продажи. Принадлежащая Габи Мейдару (Gabi Meidar) компания «Globus Aviation» заключила контакт на приобретение винтокрылых машин по цене 100 тысяч долларов за единицу. В соответствии с подписанным соглашеним, «Globus Aviation» должна была продать их через канадского посредника покупателю, который использовал бы их для борьбы с пожарами в испанской Каталонии. В качестве альтернативного варианта в соглашении предусматривалось использование вертолетов федеральной полицией Мексики. На определенном этапе «Globus Aviation» получила разрешение оформить вертолеты как гражданские транспортные средства и перевезла их в Майами, а в качестве места назначения в счете за перевозку был указан мескиканский Вера-Крус (Vera Cruz). Как бы то ни было, но вертолеты, в конце концов, оказались во владении колумбийской компании «Aviel».

Недавно представители федерального управления авиации США обратились к Израилю с запросом касательно этих вертолетов, поинтересовавшись, между прочим, каким это образом они оказались в Колумбии. Высокопоставленные сотрудники израильского минобороны забеспокоились: продажа произведенных в США вертолетов колумбийским клиентам без согласия на то американцев может нанести урон военным связям между Иерусалимом и Вашингтоном. Нельзя забывать и о том, что эти противоречия добавились к уже существующим проблемам, всплывшим на поверхность в последние годы в результате взаимных недопониманий и касающихся использования или продажи единиц военной техники.

Представительница израильского министерства обороны подтвердила достоверность сведений об истории с пятью вертолетами, однако подчеркнула и то, что «все представленные министерству документы получили подтверждение» .

В рамках проведения расследования Йоси Бен Ханан уже встречался с Мейдаром, который, согласно некоторым данным, утверждает, что после переоформления машин для гражданского использования и получения соответствующей лицензии министерства обороны их продажа уже не являлась вопросом, относящимся к компетенции военных.

Александр Фишман

{* *}