Сегодня вечером евреи во всем мире начинают отмечать Шавуот — один из «Шлошет арегалим», трех главных праздников еврейской традиции. В диаспоре он продолжается два дня В связи с его наступлением, главный раввин России Берл Лазар выступил с обращением к еврейской общине. «Интуитивно все мы прекрасно “знаем”, что такое время: оно дано нам в ощущении. Я поставил слово “знаем”в кавычки потому, что это знание — особого рода. Удержать его в словах — все равно что удержать воду в сите. Кто может дать определение времени? Философы неоднократно предпринимали такие попытки, но между их определениями и нашим ощущением времени всегда остается зазор, если не сказать пропасть.
Мы знаем, что есть прошлое, настоящее и будущее. Что прошлое и будущее — это две бездны, две бесконечности, а настоящее (даже меньше мгновенья) — переход из прошлого в будущее. Зачастую мы сокрушаемся о прошлом и боимся будущего. Но прошлого уже нет, будущего еще нет, а в наших печалях и страхах мы забываем порой о том, что важно и ценно: о том единственном, уникальном, неповторимом мгновении, которое безвозвратно утрачено сейчас.
Мы огорчаемся, если неправильно используем или теряем деньги. Если потери велики, мы чувствуем себя несчастными. К потерям времени мы относимся гораздо легкомысленней. Между тем, деньги могут вернуться, а вот время не возвращается никогда. Всевышний дает нам ограниченное время, и однажды Он спросит, как мы им распорядились.
Время жизни каждого человека определенным образом структурировано: есть время работы и время молитвы, время учебы и время еды, время семьи и время сна. Мы можем включить сюда время глупостей и время безобразий, но нас никто не принуждает, и если мы делаем это, то делаем по собственной воле.
Но сейчас я хочу поговорить о времени, которое вне структуры. Это время, когда человек не связан никаким делом. Например, вам вдруг выпало свободные полчаса — и вы не знаете, чем себя занять. Это время ожидания встречи, стояния в очереди, время поездки. Вы ни с кем не разговариваете, не читаете книгу, не смотрите телевизор. Вы чувствуете себя выбитым из колеи, вам скучно, вам нечем себя занять, вы посматриваете на часы, вы хотите, чтобы это пустое, никчемное время скорей кончилось, а ведь это время вашей жизни!
Для многих людей таким “внеструктурным” временем становится жизнь на пенсии. Человек не понимает, что теперь с собой делать, у него много времени, и он не знает, как им распорядиться. Он был слишком связан с работой психологически, и жизнь теперь потеряла для него всякий смысл, обернулась пустотой и тоской. Именно поэтому столь часто люди, вышедшие на пенсию, начинают болеть и умирают намного раньше, чем могли бы по своему физическому состоянию.
Какое отношение имеет к этим размышлениям Шавуот? Шавуот — праздник синайского откровения, праздник Дарования Торы. Мы выходим из Египта и прибываем к Синаю. По времени это семь недель. “Шавуот” в переводе с иврита как раз и означает “недели”. Семь недель на пути к Синаю — это, в известном смысле, время вне структуры, время ожидания, время “поездки”. Народ остался наедине с собой, с пустыней и с Б-гом. И за эти семь недель ему надо было что-то с собой сделать. Время в пустыне не стало пустым — пройдя через него народ изменился. Именно для этого оно и было дано.
То, что говорится здесь о еврейском народе, относится к каждому человеку. Вот он выходит из рабства, а вот Г-сподь дарует ему Тору. И между этими пунктами — семь недель. Человек должен за это время приобрести новое достоинство, которое позволило бы ему принять дар Всевышнего. Это происходит каждый год, потому что задача человека — непрерывный внутренний рост, который позволил бы ему каждый раз принимать Тору на новом уровне.
В еврейской традиции существует определенная мистическая техника проживания этого времени. Каждый день семи ведущих к Шавуот недель имеет уникальный духовный вектор: направление размышлений и порождаемого ими действия. Если человек живет в рамках этой традиции, то его время насыщено, оно никогда не будет пустым.
Время между праздниками Песах и Шавуот — классическая модель “внеструктурного” времени. Оно может быть бессодержательным и потерянным, но может быть и наиболее “плотным”, т. е. обладать наиболее высоким качеством. Вы ничем не заняты, Вы остаетесь наедине с собой и со Всевышним. Используйте же это время как дар. Обращаясь к своему подлинному “я”, вы оказываетесь лицом к лицу со Всевышним. Обращаясь ко Всевышнему, вы обретаете свое подлинное “я”. Вы входите в это время одним — и выходите из него другим. Это удается не всем и не всегда, но если сильно желать и прилагать усилия, это возможно».
Главный раввин России Берл Лазар