Top.Mail.Ru

Террористы или партизаны?

01.06.2004

Во вторник 1 июня в помещении московского Независимого пресс-центра прошла пресс-конференция на тему «Особенности современного терроризма на примере арабо-израильского конфликта». Мероприятие было организовано Израильским культурным центром при посольстве Государства Израиль в Москве совместно с Московским Бюро по правам человека.

Открывая пресс-конференцию, директор Бюро по правам человека Александр Брод отметил, что тема борьбы с терроризмом стала в последнее время особенно актуальна и в России. В этой связи, подчеркнул он, мнение специалистов из таких стран, как Израиль, который на протяжении многих лет ведет борьбу с террором, представляется особенно интересным: «В российских СМИ сложился миф об Израиле как об агрессивном государстве, которое само провоцирует терроризм. Все это способствует разжиганию в России антиизраильских настроений. Поэтому услышать позицию израильских специалистов представляется особенно важным».

Израильских специалистов на пресс-конференции представляли журналист израильского телеканала «Израиль Плюс» Ксения Светлова и генерал-майор ЦАХАЛ в запасе Авиэзер Яари. Последний во время своей армейской службы работал в израильской военной разведке, а после ухода в отставку занимал пост государственного контролера Израиля по вопросам безопасности. Сейчас генерал Яари на пенсии. Он в общих чертах рассказал об истории второй палестинской интифады «Аль-Акса», начавшейся осенью 2000 года, и изложил основные политические моменты, которые привели к сегодняшней ситуации в развитии арабо-израильского конфликта.

«Террористическая война — это не партизанская народно-освободительная война. Терроризм направлен не только против регулярной армии, но и против гражданского населения, — отметил Яари. — Это война препятствует развитию как на палестинской, так и на израильской стороне. И в последнее время обе стороны конфликта все более сходятся во мнении, что нужно искать мирное решение проблемы за столом переговоров».

Генерал Яари выделил два процесса, которые, с его точки зрения, способствуют борьбе с терроризмом: «Первый — это процесс военный, — сказал он. — ЦАХАЛ начинает контролировать территории все больше и больше, препятствуя, таким образом, осуществлению терактов. При этом особенно важной задачей для израильской армии является избегание жертв среди мирного населения во время проведения операций против террористических инфраструктур. Второй процесс — это процесс политический. Необходимось проведения мирных переговоров осознают сегодня не только руководство Палестинской автономии и палестинская интеллигенция, но и простой народ. То же самое можно сказать и об израильском обществе».

Журналист израильского русскоязычного канала «Израиль Плюс» и специалист по Ближнему Востоку и арабским странам Ксения Светлова отметила, что борьбу с терроризмом вынуждены в последнее время вести не только в Израиле, но и в соседних арабских странах (Египет, Иордания, Саудовская Аравия и Сирия). По словам Светловой, в борьбе с террором власти этих государств используют, в основном, силовые методы. Недавние ликвидации Израилем лидеров ХАМАС Ясина и Рантисси журналистка назвала краткосрочным планом, который, тем не менее, уже дает свои результаты: «Большинство терактов предотвращается израильскими спецслужбами. Если до ликвидации Ясина спецслужбы предотвращали около пятидесяти терактов в сутки, то после устранения духовного лидера ХАМАС число таких попыток сократилось до тридцати пяти».

И все же, по мнению Светловой, обезглавливание верхушки террористических организаций не решает проблему в корне. Долгосрочный план, полагает журналистка, должен быть обращен внутрь общества, в котором насаждаются идеи террора. Для решения этой проблемы должны быть пересмотрены мировоззрение, принципы обучения и образования в самом арабском мире. «Из разговоров с людьми на палестинских территориях я поняла, что такие организации, как ХАМАС и “Исламский Джихад”, не поддерживаются большинством населения, — рассказала она. — Это подтверждают и результаты социологических опросов, проводимых как израильскими, так и палестинскими институтами. В секторе Газа лишь около 25 процентов поддерживают террористические организации, а на Западном берегу доля симпатизирующих им колеблется в пределах 18 процентов».

«Тем не менее, — полагает Светлова, — пропаганда в исламском образовании влияет на социум и в Палестинской автономии, и в арабских странах. Однако теракты во всем мире, в том числе и атаки, направленные против арабских режимов, меняют восприятие терроризма руководствами стран. Террор может служить политическим инструментом, когда он направлен против внешнего врага, будь то США или Израиль. Но насилие невозможно удержать, и теперь террор направлен против самих государств, которые поощрали его раньше. Таким образом, начался процесс по пересмотру своего отношения к терроризму и в арабском мире. На мой взгляд, этот процесс займет более десяти лет. Но строить труднее, чем разрушать».

Отвечая на вопрос о нарушении Израилем так называемого международного права, Ксения Светлова указала на необходимость его пересмотра: «Сегодня речь идет о новом виде войны, — сказала она. — Это не война между двумя регулярными армиями… Взрыв в рейсовом автобусе ведь тоже не подпадает под нормы международного права».

Александр Фишман

{* *}