Top.Mail.Ru

Суккот

29.09.2004

Вечером 29 сентября начинается Суккот — один из самых веселых еврейских праздников, который продлится всю последующую неделю



Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о 40-летних странствиях еврейского народа в пустыне. Суккот — это праздник радости во славу Создателя и Его доброты к еврейскому народу во время выхода из Египта. У народа было сознание близости Б-га, и Б-г давал ему всё необходимое для жизни.



Праздник Суккот напоминает нам, что мы должны радоваться тому, что имеем.



На этот праздник всем евреям надо обязательно иметь четыре вида растений: лулав — длинный нераспустившийся побег финиковой пальмы; этрог — прекрасный цитрусовый плод, похожий на лимон; адасим — веточки пахучей мирты; и аравот — ветви ивы. Связанные воедино, они символизируют единство еврейского народа.

В эти дни в Московском еврейском Общинном Центре пройдут праздничные молитвы, а также игры и цирковое представление для детей и музыкально-развлекательная программа для взрослых.



В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к верующим. В своем обращении он объясняет смысл праздника и его значение в еврейской традиции

«Еврейское слово “сукка” означает “шалаш”, “палатка”. Название “Суккот” — множественное число от “сукка”. Суккот — праздник шалашей, главная заповедь которого — в течение недели пребывать в шалаше. Если есть возможность, лучше всего вообще переселиться в него, если такой возможности нет, то, по крайней мере, сделать его местом трапезы. Шалаш может быть построен во дворе дома и, разумеется, его всегда строят во дворе синагоги.

Существуют определенные требования к тому, каким должен быть шалаш. В частности, потолок непременно делается из ветвей (в России — из елового лапника). Ветви дают тень, спасают от палящего солнца. В России во время Суккот совсем не жарко, но, тем не менее, мы должны, если хотим ощутить полноту праздника, мысленно почувствовать прохладу тени и насладиться ею, как если бы мы были сейчас на юге, в пустыне.

Повеление о шалашах содержится непосредственно в библейском тексте. Всевышний говорит: “В шалашах живите семь дней... дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля когда вывел их из страны Египетской”.

О шалашах говорится здесь как о чем-то подготовленном Всевышним к моменту выхода евреев из Египта. Евреи попадают в пустыню, а для них, чтобы облегчить им тяготы жизни в пустыне, уже сделаны шалаши — пожалуйста, вселяйтесь!

Первое место, в которое направляются евреи, покинув Египет, называется Сукот. Шалаши дают географическое название месту, где они стоят: “И отправились сыны Израиля из Рамсеса в Суккот” (в синодальном переводе — Сокхоф). То есть отправились прямо в Шалаши, шалаши ждут евреев — Б-г позаботился об этом заранее!

Тень от покрывающих шалаш ветвей символизирует тень Всевышнего, в которой, человек находится всю жизнь, сознает он это или нет. Если нет, Суккот должен помочь осознать; если да — актуализировать наше сознание.

Библейский рассказ о странствовании еврейского народа в пустыне изобилует чудесами. Б-г заботится о воде в безводных местах и о еде, которая буквально падает с неба. Ситуация пустыни это, в сущности, ситуация нашей жизни, но мы обычно не видим этого, поскольку обыденность порождает иллюзию прочности и защищенности, а собственная постоянная суета заслоняет Всевышнего.

Сегодня мы здоровы и благополучны, и создается ощущение, что так будет всегда. Кто-то лишается средств существования, кто-то страдает, кто-то болеет, кто-то умирает, но ведь все это происходит не с нами. Умом мы понимаем, что наше благополучие никак не гарантировано, но сердце не может это принять. Нам кажется, что уж с нами-то ничего дурного не случится и что всё зависит от нас.



Праздник Суккот обнажает ситуацию. Мы выходим из защищенного от природных неожиданностей дома и садимся в шалаше, где все выглядит таким непрочным. Именно здесь, в условных стенах, под потолком из елового лапника, мы должны с особенной остротой осознать, что живем в зыбком мире с природными и социальными катаклизмами, с человеческим безумием и болезнями, подстерегающими на каждом шагу опасностями, что мы слабы, уязвимы и нам нечего этому противопоставить.

И, в то же время, мы знаем, что находимся под кровом Всевышнего, что защищены броней Его заповедей и Его любви, что нам нечего бояться, ибо Он — гарант нашего существования, Он наполняет его смыслом и радостью, а на сладкое готов дать прохладу Своей тени.

Псалмопевец говорит: “Когда Г-сподь не возводит дом, тщетно трудятся строители”. Чтобы потрудиться нетщетно, мы должны потрудиться вместе с Г-сподом, к чему мы и призваны. Строительство шалашей — как раз тот случай и наглядная модель любого дела, которое мы делаем вместе с Ним, а все, что мы делаем вместе с Ним, будет успешным».
{* *}