Top.Mail.Ru

Шутка в гуманитарным соусе

19.10.2004

Французский шинный гигант «Michelin» отозвал иск о возмещении убытков, поданный против художника-самозванца Шимона Цабара, оформившего обложку антиизраильского буклета в виде популярных путеводителей этой компании.

В понедельник 18 октября Цабар сообщил Верховному суду в Лондоне о том, что использовал имя «Michelin», чтобы «довести до сведения международной общественности, что Израиль пытается уничтожить палестинцев». В ответ компания «Michelin» подала против 78-летнего борца за права палестинцев иск о возмещении убытков, причиненных ранее путем нарушения авторского права путем копирования стиля своих путеводителей и использования торговой марки, изображающей человечка, держащего шину в поднятой руке. Почуяв неприятный запах банкротства, Цабар согласился прекратить использовать имя компании на своей брошюре. «Michelin», в свою очередь, отозвала свой иск и требование взыскать с ответчика судебные издержки.

Самозваный художник-активист, проживающий в северном Лондоне, утверждает, что дизайн брошюры под названием «Намного лучше, чем официальный, путеводитель «Michelin» по израильским тюрьмам, изоляторам, концентрационным лагерям и камерам пыток» является политической сатирой и шуткой. Суду он сообщил буквально следующее: «Чтобы создать сатиру, способную привлечь внимание общественности, нужно использовать известные имена или символику. Подобно тому, как художник Энди Уорхол использовал однажды популярное имя и логотип супа “Campbell”, я решил использовать известное имя “Michelin”, чтобы рассказать о великой человеческой трагедии — трагедии, о которой должны знать все евреи в Израиле». Так престарелый «сатирик» попытался объяснить свою мотивацию. Уорхол, продолжил Цабар, «взял коммерческий логотип и сделал из него предмет искусства, а поскольку я — художник, то я подумал, что могу тоже создать нечто в том же духе».

Цабар добавил, что поскольку «Michelin» является французской компанией, он «был уверен, что ее руководители поймут, что это — сатира, что у них хватит чувства юмора, чтобы пережить шутку, основанную на их товарах, тем более в таком гуманитарном контексте».

Буклет предлагал читателям принять участие в «экскурсии по израильским тюрьмам, концентрационным лагерям и камерам пыток»: «Самый надежный способ оказаться арестованным, хотя это тоже рискованно, это выглядеть как палестинский араб, — говорится в брошюре. — Если вы выглядите как палестинец, то у вас есть неплохой шанс оказаться за решеткой. Причем, шанс настолько высокий, что вам вовсе не обязательно учинять что-либо из ряда вон выходящее».





Александр Фишман

{* *}