Исполняющий обязанности израильского посла в Польше Йоси Леви был шокирован, увидев на центральной улицы Лодзи, жители которой недавно отметили
60-летие ликвидации городского гетто, выставку антисемитских плакатов. Один из них в гротескной форме изображал евреев с неестественно большими носами. Под карикатурой — подпись: «Шалом алейхем, дети! Сейчас мы будем учиться делать деньги». На другой карикатуре, под заголовком «Еврейская лига в действии», можно было видеть две футбольные команды, обзывающие друг друга «еврейскими».
Эта, с позволения сказать, экспозиция была организована польским журналом «Ангора» и, очевидно, стала реакцией на
фестиваль «Четыре культуры», прошедший недавно в городе в связи с 60-летием ликвидации гетто в Лодзи. Плакаты были развешаны у здания редакции журнала и напротив многолюдного кафе на центральной улице города.
Шокированный Леви поднялся в редакцию журнала и высказал одному из редакторов все, что думает по данному поводу. А в ответ услышал:
«Это вопрос свободы искусства». Но это же чистой воды антисемитизм, воскликнул возмущенный дипломат, что если бы в Израиле красовались аналогичные плакаты, изображающие католиков»!
«Мы не антисемиты, — пожал плечами редактор, —
просто мы так думаем о евреях».
Негодующий Леви позвонил в местную полицию, представители которой вскоре прибыли на место. До появления стражей порядка дипломат насчитал около сотни человек, которые рассматривали плакаты и смеялись. Полицейские немедленно сделали Леви замечание за то, что тот не обратился с ними на их родном языке, и потребовали подать заявление на польском. Возмущению дипломата не было предела:
«Это расистская выставка! И потому необходимо немедленно ее убрать. Нет нужды подавать заявление в письменной форме, поскольку речь идет о несомненном преступлении, которое уже само по себе является поводом для действий полиции»… Все заявления уперлись в стену равнодушия.
Вернувшись в Варшаву, Леви через посла обратился к мэру Лодзи, помощник которого поспешил разъяснить:
«Речь не идет об антисемитизме, это всего лишь дурной вкус». В конце концов, после того, как плакаты провисели на улице около месяца, выставку свернули.
См. также:В Лодзи увековечат железнодорожную платформу