В начале этого года в Германии вступили в силу новые иммиграционные правила. Безусловно, нововведения скажутся и на количестве иммигрирующих в ФРГ евреев. Таким образом (по крайней мере, на время) завершится 15-летний период ведения политики, направленной на воссоздание еврейской общины, которая была уничтожена нацистами, констатировала на прошлой неделе «New York Times».
За последние десять лет в результате практически неограниченного приема евреев из бывшего СССР, еврейское население ФРГ выросло примерно с 29 тысяч до более чем 200 тысяч, что составляет более трети от довоенного еврейского населения страны. Однако на данный момент почти все эти особые привилегии оказались отменены вследствие введения разработанных правительством и еврейскими организациями Германии новых принципов иммиграции, в которых по разным причинам были заинтересованы обе стороны. Вероятно, что евреям из стран СНГ, в конце концов, вернут некоторые из утраченных привилегий, но вполне вероятно и то, что количество евреев, принимаемых Германией, резко начнет сокращаться.
«Политики поддерживают будущую иммиграцию евреев», — сказал депутат парламента ФРГ Дитер Вифельспюц после специального заседания парламентской комиссии, на которой обсуждался этот вопрос. Однако, отметил он, Германия должна сделать больший акцент на профессиональных качествах и знании немецкого языка потенциальных иммигрантов, а не просто принимать из бывшего СССР каждого, кто заявляет о своем еврейском происхождении.
«Складывается впечатление, что они хотят закрыть целую программу, — заявил генеральный секретарь Центрального совета евреев Германии Стефан Крамер, подчеркнув, что новые условия являются неясными и трудно реализуемыми. —
Они не представили объективный список условий, который можно было бы проконтролировать».
Как и все связанное с евреями в Германии, иммиграция является весьма деликатным вопросом. Воссоздание еврейской жизни в ФРГ стало делом гордости, свидетельством того, что страна превратилась из режима, который преследовал евреев, в страну, куда евреи хотят приехать жить. Решение о создании программы по приему еврейской иммиграции было принято месяцы спустя после развала СССР, благодаря чему еврейское население страны увеличилось пятикратно. Сегодня по всей Германии разбросано около 89 еврейских общин.
Однако еврейская иммиграция сложна, и очень немногие знакомые с проблемой, включая немецкое правительство, еврейскую общину и Израиль, были абсолютно удовлетворены существовавшей системой. Каждый хочет определенных изменений в иммиграционной политике последнего десятилетия, и есть четкие аргументы относительно того, какими эти изменения должны быть. Германия хочет улучшить качество иммиграции в целом и приняла новое положение, которое вступило в силу 1 января и обязывает всех иммигрантов соответствовать некоторым образовательным и языковым требованиями, чтобы, таким образом, разгрузить систему социального обеспечения. Накануне принятия нового закона в декабре министры внутренних дел из 16 правительств земель ФРГ заявили, что евреи должны подпадать под новый закон обязательно.
Это изменение приветствовалось и Израилем, на протяжение многих лет сетовавшим на то, что поощрение Германией еврейской иммиграции не в лучшую сторону повлияло на поток репатриантов в Израиль из бывшего СССР. Действительно, в прошлом году впервые больше евреев из стран СНГ (а многие из них, несомненно, были притянуты системой социального обеспечения ФРГ) обосновалось именно в этой стране, а не в Израиле.
«Никого не должно удивлять то, что, в конце концов, Израиль хочет, чтобы евреи ехали в Израиль, а не в Германию», — говорит израильский посол в ФРГ Шимон Штейн.
Еврейские лидеры тоже приветствовали некоторые новые ограничения, но по другим причинам. Германская иммиграционная политика 1990-х являлась диаметрально противоположной печально известным «нюрнбергским законам» 1935 года, когда нацисты запретили евреям участвовать в большинстве сфер немецкой жизни. После 1989 года каждый, кто мог в свое время подпасть под «нюрнбергское» определение еврея, мог получить в новой ФРГ безопасное убежище. Но, на самом деле, это означало, что десятки тысяч людей, признанных Германией евреями, не считались евреями официальной еврейской общиной, то есть по
hалахе. Из-за этого и некоторых других факторов только около 80 тысяч новоприбывших официально присоединились к еврейским общинам, тогда как более 100 тысяч просто растворились в немецком обществе. Еврейские лидеры ФРГ утверждают, что многие из зарегистрировавшихся в общине, являются пожилыми людьми, менее расположенными к интеграции и более зависимыми от социального пособия. Поэтому и эффект от иммиграции оказался смешанным.
Эксперты по еврейской иммиграции в ФРГ говорят, что старая политика оставляла еврейское население (в большинстве своем, русскоговорящее) без знаний и возможностей для воссоздания по-настоящему живой еврейской жизни, и уж точно — не в религиозном контексте. В результате, многие из евреев, которые нашли работу, отдалились от общины, а для многих немецкие жизнь и традиции остаются чуждыми.
«Иммиграция стала успехом в том смысле, что в Германию стали приезжать интересные люди — художники и писатели, к примеру, — говорит Юлиус Шепс, директор центра имени Мендельсона в Потсдаме, где изучают еврейскую иммиграцию. —
Но, с точки зрения интеграции в еврейскую общину и в германское общество, иммиграция практически обернулась провалом».