Несколько недель назад немецкое еврейское издание «Aufbau», которое читатели уже числили умершим, вновь стало появляться в почтовых ящиках различных городов мира — от Нью-Йорка до Каракаса. Правда, выглядит оно несколько иначе, чем прежде: отпечатано на глянцевой бумаге и издается раз в месяц. Едва ли этот журнал напоминает ту еженедельную газету, которую вплоть до прошлого года более семидесяти лет читало еврейское население Нью-Йорка.
Извлеченный из небытия состоятельным коммерсантом из Цюриха и воссозданный молодым швейцарским редактором, «Aufbau» в феврале этого года без особой шумихи возобновил свои публикации, которые, согласно концепции, направлены на интеграцию немецкоговорящих евреев Европы (в основном, в Швейцарии, Австрии и ФРГ).
«Значение “Aufbau” сохраняет свою актуальность и в наши дни, — говорит редактор издания Ивес Кугельман. —
Мы стремимся не только не забывать о прошлом, но и соединять его с настоящим и будущим».
Через шестьдесят лет, минувших с момента окончания Второй мировой войны и Холокоста, евреи Европы вновь сталкиваются с проблемой деформации национального самосознания, корни которой кроются в несправедливостях прошлого. В Германии новый приток евреев, воспользовавшихся благосклонными иммиграционными законами после распада СССР, увеличил размер общины более чем до 100 тысяч человек с 28 тысяч в 1989 году.
«Еврейская община в ФРГ переживает радикальную трансформацию, — констатирует берлинский директор Американского еврейского комитета Дейдре Бергер. —
Мы не знаем еще, каким будет результат, но уже сейчас ясно, что еврейская община вдруг снова оказалось непрерывной общиной, общиной с будущим».
В отличие от тех немногих евреев, которые остались в стране или вернулись в Германию после войны, новые эмигранты от травм прошлого не страдают и, кажется, куда в меньшей степени заинтересованы в сохранении традиций иудаизма, признают представители еврейских организаций ФРГ. Вновь прибывающим необходим более практический, более светский подход к иудаизму, что, в результате, неминуемо должно вызвать перемены в самоопределении германских евреев. Чтобы точно отразить такую трансформацию, должны будут приспособиться и издания вроде «Aufbau».
«Евреи больше не сидят на чемоданах, ожидая отъезда из Германии, — говорит Андриас Минк, который оставил в 1997 году работу в крупном германском издательстве, чтобы работать в “Aufbau” в Нью-Йорке. —
Главную идею можно выразить так: не воспринимайте нас только как жертв и пострадавших, не измеряйте нас по глубине моральной бездны между нами». Кугельман и Минк полагают, что новый «Aufbau» (что в переводе означает «реконструкция») является именно тем изданием, которое и поможет построить мост над пропастью между поколением жертв Холокоста и нынешним и будущими поколениями немецких и европейских евреев.
Впервые газета «Aufbau» вышла в свет как нью-йоркский еженедельник на немецком языке в 1934 году. Тогда в цели издания входили просвещение и интеграция тысяч немецких евреев, бежавших из нацистской Германии. Позже, во время войны, «Aufbau» стал важным источником новостей, в числе которых были и первые публикации о концентрационных лагерях. На страницах газеты публиковались такие известные немецкие интеллектуалы и философы, как Альберт Эйнштейн, Ханна Арендт и Томас Манн, осуждавшие антисемитизм и призывавшие к созданию еврейского государства. Одним из самых авторитетных еврейских голосов мира газета оставалась и в течение всех последующих десятилетий.