Дорогие друзья!
Сердечно поздравляю вас с праздником Песаха. Дай Б-г, чтобы этот праздник, символизирующий освобождение нашего народа из рабства, дал каждому из нас подлинное чувство свободы — свободы от ненужных ограничений, свободы от тревог за пропитание, — чтобы мы с легким сердцем и вольной душой могли идти по правильному пути, начертанному в святой Торе.
Наши мудрецы учат, что каждый еврей должен ощущать себя, в каждом поколении и каждый день, так, словно он сам вышел из Египта. Наверное, евреям бывшего СССР это чувство знакомо лучше, чем кому-то другому. Не буду объяснять, почему — это и так всем понятно. Но почему сказано «в каждом поколении» и почему «каждый день»? Разве могли чувствовать себя «вышедшими из Египта» те поколения наших предков, которые жили в условиях куда худшего рабства?! А с другой стороны, как сегодня может ощутить себя «выходящим из Египта» тот, кто уже свободен?..
Дело в том, что мы здесь говорим о свободе не только от рабства физического, но, в первую очередь от рабства духовного. Быть духовно свободным человек может даже если живет при самом тяжелом тоталитарном режиме. В дни Песаха я всегда вспоминаю советских евреев, которые молились Б-гу, выполняли заповеди, учили Тору, не обращая внимания на атеистическую вакханалию вокруг. Я вспоминаю ясный ум этих людей, их великое душевное спокойствие — они были свободными людьми в океане несвободы и воплотили заповеди Песаха собственной жизнью.
А когда наши мудрецы говорят «каждый день», они дают понять, что обретение свободы есть не одномоментный акт, а длительный, постоянный процесс. Уровень свободы, достигнутый человеком вчера, уже недостаточен для него сегодня — он должен продолжать подниматься по ступеням освобождения, все время приближаясь к полной свободе в Б-ге, которая придет к нам во дни Машиаха.
Конечно, этот ежедневный подъем к свободе требует немалых сил и железной внутренней дисциплины. И эту силу мы получаем на Седере, когда не просто рассказываем о событиях далекого прошлого, но как бы сами участвуем в них, переживаем их, передаем их нашим детям. Как учит РамБам, «каждое дело, совершаемое в эту ночь (ночь Седера), следует вершить на путях свободы». Недаром на Седере каждый еврей — Царь, а каждая еврейка — Царица.
Только так, «на путях свободы», мы добьемся того, чего желаем друг другу в конце Седера:
В БУДУЩЕМ ГОДУ В ИЕРУСАЛИМЕ, С ПРИХОДОМ МАШИАХА!
Главный раввин России Берл Лазар
Вконтакте
Twitter
Телеграм