В начале следующего года в Лондоне откроется выставка произведений антисемитского «искусства» из частной коллекции еврейского врача. Одним из самых известных представленных на ней «шедевров» является изображение голого израильского премьер-министра Ариэля Шарона, с нескрываемым аппетитом пожирающего палестинского младенца.
Выставка пройдет в лондонской галерее Общества политических карикатур, которая уже попадала под огонь критики со стороны Израиля и еврейских организаций, когда главная награда в ежегодном конкурсе Общества была присуждена работе с изображением Шарона. «Где проходит грань между приемлемой политической критикой и расистской пропагандой, определить непросто. Но, думаю, дело в том, что и там и там используется один и тот же язык, — говорит владелец коллекции Симон Коэн. — Сотни лет люди изображали евреев убивающими и пожирающими младенцев. Необходимо представлять, что такое значимость использования антисемитских образов».
Некоторые темы в представленных на выставке работах имеют четкую антисемитскую окраску и относятся к периодам Средневековья, европейского XIXвека, нацизма в Германии и советской власти в России, а также к деятельности современной арабской прессы. В коллекции Коэна евреи представлены в образах волосатых приматов, пауков-кровопийц и жадных торговцев.
По словам еврейского коллекционера, детоубийство, как и в случае с карикатурой на Шарона, — в антисемитской «живописи» тема вполне устоявшаяся. В коллекции, например, имеется немецкая гравюра XV века, на которой изображены евреи, высасывающие из ребенка кровь. На другой, не менее остросюжетной гравюре того же периода (правда, уже французской) детишки исчезают в пасти ненасытного еврейского змея.
Есть у Коэна и совсем свежие работы. Палестинская карикатура 2001 года, например, на которой все тот же «ненасытный» Шарон оживленно шурует вилкой в тарелке, полной младенцев.
Коллекционер признался, что давно подумывал над идеей проведения выставки, просто необходимой для демонстрации публике многовековой устойчивости антисемитских образов.